Цивилизация

Цивилизация (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

Прежде всего, что такое цивилизация? Её первая существенная черта, как я считаю, заключается в предусмотрительности. Именно это главным образом отличает Людей от животных, а взрослых от детей. Но поскольку предусмотрительность — вещь относительная, мы можем различать более или менее цивилизованные нации и эпохи в зависимости от степени предусмотрительности, которую они обнаруживают.

Это приводит меня к другому элементу, который существенно важен для цивилизации, а именно знанию. Предусмотрительность, если она основывается на суеверии, не может считаться полностью цивилизованной, хотя она может порождать склад ума, существенный для роста подлинной цивилизации. Например, пуританский обычай откладывать удовольствия до следующей жизни, без сомнения, послужил накоплению капитала, необходимого для индустриализации. Таким образом, мы можем определить цивилизацию как образ жизни, основанный на знании и предусмотрительности.

То, что называется цивилизацией, можно определить как преследование целей, которые биологически не являются необходимыми для выживания. Цивилизация вначале возникла благодаря зарождению сельского хозяйства в орошаемых дельтах больших рек, в частности, в Египте и Вавилоне. В других местах примитивное сельское хозяйство истощало почву и вынуждало к частым миграциям, но этого не было в дельтах. Здесь избыток пищи, производимой одним человеком сверх своих потребностей, обеспечил возможность создания небольшого свободного класса, который и изобрёл письмо, архитектуру, математику, астрономию и другие искусства, необходимые для всего последующего развития цивилизации.

Цивилизация в более важном смысле — это понятие духовное, а не вопрос материального продолжения физической стороны существования. Цивилизация — отчасти вопрос знания, отчасти чувства. Что касается знания, человек должен осознавать свою малость и малость своего непосредственного окружения в сравнении с тем огромным миром, который простирается в пространстве и времени. Свою страну он должен воспринимать не только как дом, но как одну из стран мира, каждая из которых имеет равное право жить, думать, чувствовать. Он должен видеть своё время в соотнесении с прошлым и будущим и должен сознавать, что споры его времени в будущем будут казаться столь же странными, как прошлое кажется странным нам сейчас.

Смотрите также:

  • Закон
    Второй принципиальный аргумент против метода насилия ...
  • Философия, дух философии
    Человек, вдохновлённый духом философии, является ли ...
  • Феноменализм
    На. полпути между солипсизмом и обыкновенной научной точкой ...
  • Скромность
    Скромность рассматривается как добродетель, но что касается ...
Цитаты из следующих работ Б. Рассела: