Эго

Эго (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

Аналогично, когда мы говорим: «Я думаю вначале это, а потом то», мы вряд ли имеем в виду, что существует единая сущность «я», которая «имеет» две последовательные мысли. Мы, вероятно, имеем в виду лишь то, что есть две последовательные мысли, каузальные отношения между которыми заставляют нас называть их частями одной биографии, подобно тому, как последовательные ноты могут быть частями одной мелодии; и что эти мысли связаны с телом, которое говорит, способом (требующим дальнейшего исследования), которым мысли связываются с телами.

Итак, если существует такая вещь как эго, оно должно быть отдельным предметом или системой отдельных предметов. В последнем случае оно может быть определено и совпадает с тем, что я назвал «биографией». В первом случае мы должны знать о нем (если мы вообще о нем знаем) либо путём умозаключения, либо путём наблюдения. Я согласен с Юмом, что я не знаю об эго через наблюдение. Если к нему приходят посредством умозаключения, то это умозаключение именно такого типа, который я собираюсь опровергнуть принципом замены умозаключений на конструкции. Основа этого принципа состоит в том, что там, где возможна соответствующая конструкция, сам этот факт делает умозаключение несостоятельным, поскольку он показывает, что предполагаемая выведенная сущность не является необходимой для интерпретации суждений рассматриваемой науки.

Смотрите также:

  • Знание «бесполезное»
    Возможно, наиболее значительным преимуществом «бесполезного» ...
  • Разум, жизнь разума
    Жизнь разума — это жизнь в стремлении к знанию, от чисто ...
  • Истины самоочевидные
    Но поскольку доказательства нуждаются в посылках, невозможно ...
  • Я
    ... «я» — это биография, к которой относится «это» Однако, хотя ...
Цитаты из следующих работ Б. Рассела: