Восприятие (perception)

Восприятие (perception) (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

В нашем естественном окружении события часто происходят пучками; такие пучки, например, отличают кошку от другого объекта. Любое из наших чувств может испытывать воздействие стимула, связанного с некоторой характеристикой того или иного пучка. Допустим, что этот стимул имеет визуальный характер. Тогда физика позволяет сделать вывод, что от объекта по направлению к нашим глазам проходит свет определённых частот. Индукция позволяет нам прийти к заключению, что этот световой узор, который, как мы предполагаем, похож на кошку, исходит из области, в которой присутствуют также и другие свойства кошек.

В какой-то мере мы можем проверить эту гипотезу при помощи эксперимента: можно потрогать кошку и поймать её за хвост, чтобы убедиться, что она мяукает. Эксперимент обычно проходит успешно; когда же это не так, неудачу легко объяснить, не прибегая к модификации законов физики. (Именно в этом отношении физика выше непросвещённого здравого смысла.) Но вся эта сложная работа индукции, в той мере, в которой она является прерогативой здравого смысла, а не науки, выполняется непроизвольно, благодаря привычке, преобразующей обычное ощущение в перцептивный опыт. Перцептивный опыт в широком смысле — это догматическая вера в то, что физика и индукция заставляют считать вероятным. Перцептивный опыт неправ в своём догматизме, но он «обычно» прав по существу.

Когда ментальное явление можно считать проявлением некоторого внешнего по отношению к мозгу объекта, каким бы нестандартным он ни был, или даже смешанным проявлением нескольких таких объектов, тогда стимулом этого явления можно считать тот объект или объекты, о которых идёт речь, или же воздействие этих объектов на один из органов чувств. С другой стороны, когда ментальное явление не настолько связано с внешними по отношению к мозгу объектами, чтобы можно было считать их проявлением этих объектов, тогда физическую причину этого явления (если таковая имеется) следует искать в мозгу.

В первом случае ментальное явление можно назвать восприятием; во втором — нельзя. Но это сравнительное, а не принципиальное отличие. Без понимания этого обстоятельства невозможна никакая удовлетворительная теория восприятия, ощущения или воображения.

Смотрите также:

  • Зависть
    Зависть — третья из психологических причин, которыми ...
  • Мир (peace)
    Наша планета, к которой философы склонны питать особый ...
  • Браге Тихо
    Следующим значительным астрономом был Тихо Браге (1546-1601), который ...
  • Правление научное
    Когда я говорю о научном правлении, я должен, наверное, ...
Цитаты из следующих работ Б. Рассела: