Наполеон

Наполеон (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

В Германии отношение к Наполеону было менее однозначным. Некоторые, подобно Гейне, видели в нём грандиозного посланника либерализма, разрушителя рабства, врага законности, который приводил в дрожь могущественных мира сего; были и другие, которые видели в нем Антихриста, потенциального разрушителя благородной немецкой нации, безнравственную личность, раз и навсегда доказавшую, что тевтонские добродетели могут быть сохранены только благодаря неиссякаемой ненависти к Франции. Бисмарк синтезировал всё это: Наполеон остался Антихристом, но Антихристом, который не только внушает ужас, но и достоин подражания. Ницше, принявший этот компромисс, с дьявольским весельем отмечал, что приближается классическая эпоха войны, и мы обязаны этим благодеянием не Французской революции, а Наполеону. И тем самым национализм, сатанизм, культ героизма, наследство Бирона стали частью сложной души Германии.

Смотрите также:

  • Мера
    Прибор является «мерой» совокупности стимулов, которые ...
  • Событие
    Единственный способ достичь ясности — это начать сначала, ...
  • Слова и высказывания
    Слова не существенны для высказываний. Точное психологическое ...
  • Радикализм
    Радикализм, в отличие от либерализма, был доктриной, возникшей ...
Цитаты из следующих работ Б. Рассела: