Фашизм, предшественники фашизма
Фашизм, предшественники фашизма (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)
Все основатели школы мысли, из которой вырос фашизм, имеют некоторые общие черты. Они ищут благо в воле, а не в чувство или мышлении; они ценят власть больше, чем счастье; они предпочитают силу аргументу, войну — миру, аристократию -демократии, пропаганду — научной беспристрастности. Они защищают спартанскую форму аскетизма как противоположную христианской; иначе говоря, они рассматривают аскетизм как средство достижения господства над другими, а не как самодисциплину, помогающую выработать добродетель и позволяющую обрести счастье только в ином мире. Последние среди них вдохновляются популярным дарвинизмом и считают борьбу за существование источником высшей породы; но они имеют в виду борьбу между расами, а не между индивидами, как утверждали проповедники свободной конкуренции. Удовольствие и знание, понятые как цели, оказались для них слишком инертными. Удовольствие они заменили славой, а знание — прагматическим допущением, что всё, что они желают, истинно. У Фихте, Карлейля и Маззини эти теории ещё укутаны в мантию условного морализаторского лицемерия; у Ницше они впервые выступают открыто и без стеснения.Смотрите также:
- Чтение
Привычка разума к соревнованию легко завоёвывает новые области. ... - Этика (morals), относительность в этике
Все традиционные моралисты также проявляют грубое незнание ... - Рассудок
Говоря о «рассудке», я не имею в виду способность определения ... - Воля общая
Теперь я перехожу к учению об общей воле, которое столь же важно ...