Фашизм, предшественники фашизма

Фашизм, предшественники фашизма (Бетран Рассел: «Словарь разума, материи и морали»)

Все основатели школы мысли, из которой вырос фашизм, имеют некоторые общие черты. Они ищут благо в воле, а не в чувство или мышлении; они ценят власть больше, чем счастье; они предпочитают силу аргументу, войну — миру, аристократию -демократии, пропаганду — научной беспристрастности. Они защищают спартанскую форму аскетизма как противоположную христианской; иначе говоря, они рассматривают аскетизм как средство достижения господства над другими, а не как самодисциплину, помогающую выработать добродетель и позволяющую обрести счастье только в ином мире. Последние среди них вдохновляются популярным дарвинизмом и считают борьбу за существование источником высшей породы; но они имеют в виду борьбу между расами, а не между индивидами, как утверждали проповедники свободной конкуренции. Удовольствие и знание, понятые как цели, оказались для них слишком инертными. Удовольствие они заменили славой, а знание — прагматическим допущением, что всё, что они желают, истинно. У Фихте, Карлейля и Маззини эти теории ещё укутаны в мантию условного морализаторского лицемерия; у Ницше они впервые выступают открыто и без стеснения.

Смотрите также:

  • Чтение
    Привычка разума к соревнованию легко завоёвывает новые области. ...
  • Этика (morals), относительность в этике
    Все традиционные моралисты также проявляют грубое незнание ...
  • Рассудок
    Говоря о «рассудке», я не имею в виду способность определения ...
  • Воля общая
    Теперь я перехожу к учению об общей воле, которое столь же важно ...
Цитаты из следующих работ Б. Рассела: