Корейская философия

Корейская философия

(koreanische Philosophie) — изначально в Корее господствовало почитание сил природы, связанное с шаманистскими и даосистскими представлениями (в особенности почиталось солнце и некоторые звёздные боги, затем следовал мир духов: Сансин — «дух гор», Окванг — «бог подземного мира», Юмна тэванг — «великий бог страны мертвых»). С этими представлениями непосредственно связан культ предков.

Примерно в III в. через Китай в Корею проникает конфуцианская философия, прежде всего этика; почти одновременно с нею появляется буддизм, который благодаря своим проникнутым радостным настроением мифам и легендам легко принимается корейским народом, любящим природу, и в XIV в. достигает своего расцвета. С середины I в. до н. э. до 668 Корея состояла из трёх царств. Классические тексты были введены в 372 в Когурё, несколько позднее — в Пэкче и только в VI в. — в Силле; первоначально китайская философия и этика изучались и разрабатывались в академиях, откуда попадали в Японию. Такими посредниками были корейские учёные Вангин (яп. Вани) и Ахики. Непосредственно под влиянием конфуцианства возникло и рыцарство «Хоарангдо», которое вплоть до эпохи правления династии Корё (935–1392) оказывало решающее влияние на корейскую мораль. Чви Чхун (ок. 1100) считается «корейским Конфуцием».

Высшие школы по изучению философии, этики, астрономии и астрологии делились на три группы: 1) для аристократов; 2) для средних чиновников и 3) для детей низших чиновников по 300 учащихся; кроме того, имелись средние учебные заведения и семь «факультетов». Существенной частью образования в этих школах учёных была музыка.

Философия Чжу Си (ум. 1200) нашла в Корее как верных последователей, так и ярых противников. Примерно на это время приходится раскол между учёными, которые спорили о природе человека. В 1304 учреждается новая академия по изучению конфуцианства (Юхак). Известными учёными академии были Ан Хян (ум. 1306) и Ли Сэк (ум. ок. 1370). В 1443 в связи с распространением натурфилософских идей был разработан корейский шрифт «хангул», который дал новый толчок изучению философской литературы. Некоторые учёные-конфуцианцы, такие, как Чё Мал Ли (1444), протестовали против нового шрифта и называли его «онмунь» (шрифтом рабов). Во время правления династии Ли (1392–1910 конфуцианство) становится государственной религией и вытесняет буддизм.

В результате высокомерия конфуцианских учёных в Корее обострились социальные противоречия; обычаи и обряды скорби по умершему (согласно учению Конфуция) соблюдались в Корее в это время более жёстко, чем в Китае. В XVI и XVII вв. происходит раскол среди конфуцианских учёных и вначале выделяются четыре группы: 1) хункухак (сторонники царской власти); 2) чёрихак (сторонники чистоты); 3) саримхак (сторонники школы Манджу); 4) соннихак (сторонники космической теории). Речь в их спорах шла о методах познания человеческого сердца и характера, что представляло собой менее спекулятивную философию. Известным философом и специалистом в области этики был Ли Тё Ге (Ли Хван) (1501–1576). Согласно его учению, разум и характер души дополняют друг друга. Разум есть категория природы. Основа добра заложена в разуме, а злого — в характере души. Ли И (ок. 1600) различает в характере души «чистоту» и «нечистоту» и призывает к ежедневному самоосмыслению. В 1575 восточные учёные (тон-ин) вступили в открытую конфронтацию с западными учёными (со-ин) и в 1683 разделились на два направления: норон (старшие) и сорон (младшие).

Со временем образовалось 25 партий учёных-философов, которые вели друг с другом жестокую и кровавую борьбу. К концу XVII в. осталось четыре группировки (южная, северная, «старшие» и «младшие»), которые внешне отличались друг от друга одеждой и поэтому получили название «сасэк», т. е. «4 цвета». Нам-ин, представители южной группировки, переняли через христианских миссионеров западную философию, естествознание и наследие христианской мысли и выступали за реформы и современное мышление, как и представители так называемой прагматической школы сирхак — самой оригинальной школы корейского конфуцианства, к которой относятся Лю Хён Вон и Ли Ик. Они находились в философско-политической оппозиции по отношению к господствующему государственному учению, выступали против неоконфуцианства и рекомендовали использовать в научных исследованиях индуктивные методы. Вражда между учёными, самая мрачная глава в корейской истории, привела к тому, что конфуцианство стало непопулярно в народе. Эта борьба продлилась до 1880.

Смотрите также: