Логика

Логика

(Logik; от греч. Logos — логос) — способность правильно, т. е. именно логически, мыслить.

Эта правильность основывается на четырёх законах мышления: 1) законе тождества; 2) законе противоречия; 3) законе исключённого третьего (согласно которому из двух противоположных утверждений о предмете правильным может быть одно из них, а не какое-либо третье); 4) законе достаточного основания: это значит, что любой факт или любое знание могут признаваться существующими или истинными лишь при наличии для этого достаточного основания.

В качестве «элементарной формальной логики» она имеет дело с самыми общими свойствами, присущими всем имеющимся понятиям. Основные свойства понятий выражаются в логических аксиомах (см. Аксиома). Сначала рассматривается учение о понятии, затем следует учение о суждении и, наконец, об умозаключении. Учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении, взятые вместе, образуют чистую логику. Прикладная логика охватывает в традиционной логике учение об определении, о доказательстве, о методе. В последнее время ей часто предпосылаются не научно-логические, а теоретико-познавательные, психологические учения о переживании, описании и формулировании (особенно с помощью специального языка, терминологии) и об образовании понятий. Иногда к ней присоединяют учение о системе. Логика (как наука) есть лишь учение о мышлении в понятиях, но не о познании посредством понятий; она служит повышению формальной точности сознания и объективности содержания мышления и познания.

Основателем западноевропейской логики (как науки) является Аристотель, «отец логики». Слово «логика» появилось впервые у стоиков; они и неоплатоники (особенно Порфирий) уточнили отдельные моменты её, а в эпоху средневековья схоластика разработала её в мельчайших подробностях, в тонкостях. Гуманизм изгнал из логики схоластику, но обновить её не мог. Реформация взяла на вооружение логику Меланхтона. Контрреформация — логику Суареса. Поднявшись принципиально над схоластикой, развивал логику Иоганнес Штурм из Страсбурга; более известным стал Пьер Раме. С XVII в. сделалось заметным влияние на логику сфер мысли, связанных с математикой, причём в геометрическом методе Спинозы оно было меньше, чем у Лейбница, который использовал в логике совершенствующиеся естественно-научные методы. От Лейбница и математики, а также и от неосхоластики пошла логика школы Вольфа. Кантовская «трансцендентальная логика» есть в действительности критическая теория познания, логика немецкого идеализма (особенно логика Гегеля), спекулятивная метафизика. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон и сторонники философии жизни отбросили традиционную логику.

В настоящее время логика распалась на множество направлений: 1) метафизическая логика (гегельянство); 2) психологическая логика (Т. Липпс, отчасти В. Вундт); 3) теоретико-познавательная, или трансцендентальная, логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм); 5) предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш); 6) неосхоластическая логика; 7) феноменологическая логика; 8) логика как методология (неокантианство) и логистика, которая в настоящее время находится в центре споров о логике.

Смотрите также:
Аксиома