Любовь

Любовь

(Liebe) — в широком смысле стремление людей друг к другу, предполагающее в своём существе взаимное уважение и способствующее этому. Древнеиндийские Веды и древнегреческая философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого согласуется и объединяется Вселенная во всем её стремящемся к распадению обилии сил и форм. Перенесённая на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода (см. Эротика), с другой стороны, душевно-духовный принцип «платонической любви», свободной от всякого желания обладания. Христианство проповедует любовь между Богом и человеком (сострадательная любовь Бога, почтительная любовь человека), так же как и людей между собой (заповедь христианской любви к ближнему [греч. agape, новолат. caritas], причём понятие ближнего распространяется на всех людей — и на друзей, и на врагов).

Шопенгауэр рассматривает любовь как равную состраданию. В этике любовь — это «добродетель личности в отношении к другой личности, представляющая ценность личности любящего и направленная на ценность личности любимого, преданность ему... Ибо всё, что есть в тебе ценного, выполняет своё назначение тем, что является также ценным „для кого-то“... Любящий даёт любимому... новое измерение своей сущности — быть „для него“ (в то время как обычно он — только бытиё „в себе“). Личная любовь является для личности дополнением к её ценности, приданием смысла её бытию» (N. Hartmann, Ethik, 19483). В учении о познании любовь — предпосылка и начало процесса познания (см. Преданность; Объективность).

Августин говорит: «Tantum cognoscitur, quantum diligitur» (лат. «Мы познаём в той мере, в какой любим»); аналогично утверждают Гёте, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно. У Паскаля любовь («сердце») прокладывает разуму дорогу к вещам и людям. Отношения между любовью и познанием, глубоко проникающие в суть всего существующего, вскрыл прежде всего Макс Шелер («Liebe und Erkenntnis», in: Schriften zur Soziologie und Weltanschauungslehre, Bd. 1, 1923); «порядок любви» (лат. ordo amoris), т. e. такой порядок, согласно которому человек уважает этические ценности (см. Этика) и сообразует с ними своё поведение, является самой значительной индивидуальной отличительной чертой его личности.

С точки зрения Сартра, любовь по своему существу есть план, как заставить себя полюбить. Идеал, цель и ценность любви состоят в том, чтобы влиять на свободу другого, но вместе с тем оставлять её невредимой: она должна сама побудить себя к тому, чтобы стать любовью. «Желать стать любимым — значит желать принудить другого все вновь и вновь создавать меня как условие своей свободы». Согласно шубинной психологии, вытесненная любовь может обернуться своей противоположностью, ненавистью, вылиться в страстную антипатию. Ненависть и любовь Эмпедокл рассматривал как движущие силы развития мира.

Смотрите также:
Эротика
Преданность
Объективность
Этика