Лютер

Лютер

(Luther) Мартин — творец немецкой Реформации (см. Протестантизм); р. 10.11.1483 (Эйслебен) — ум. 18.2.1546 (там же); в своём сочинении «К христианскому дворянству немецкой нации» («Аn den christlichen Adel deutscher Nation», 1520, рус. пер. 1912) и в последующих сочинениях он призывал к борьбе против папства и духовенства, потому что они устанавливают опеку над совестью и верой. Бог и душа непосредственно противостоят друг другу, только с помощью веры человек становится счастливым. «Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе» («Von weltlicher Obrigkeit», 1523; рус. пер.: «О светской власти», 1906). Божий глас в душе — это собственная совесть; она — действенность Бога в душе. «Поэтому никто не может меня спросить, должен ли он делать то или другое; но он сам может видеть и спросить свою совесть, во что ему верить и что делать. Я не могу ему советовать, и тем более — приказывать» (Письмо курфюрсту Иоганну от 25.5.1529). Тем самым верующий человек становится ответственной за себя христианской личностью.

Основная философская позиция Лютера изложена уже в «Heidelberger Disputation» (1518). Лютер признает естественное знание о Боге и моральные принципы, основанные на разуме, который, однако, непрестанно может лишь подготавливать веру, но никогда не может заменить её или превзойти, тем более что, по Лютеру, первоначальная созерцательная сила естественного познания постепенно ослабевала. Поэтому Лютер ратовал за формальное обучение мышлению посредством логики, которое заключается в том, что «человеку раздельно и чётко называют вещь короткими ясными словами », и именно не по-латыни, а на родном немецком языке. Проведение своей философской программы Лютер предоставил Меланхтону, который, однако, писал по-латыни. Философия Лютера достигла своей вершины в учении о непознанном желании в Боге, о котором что-либо сказать может лишь вера или Библия. Лютер известен своим учением о предопределении.

Смотрите также:
Протестантизм