Милль

Милль

(Mill) Джон Стюарт — английский философ, психолог и социолог; р. 20.5.1806 (Лондон) — ум. 8.5.1873 (Авиньон), сын философа Джеймса Милля; особенно известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики («System of Logik, ratiocinative and induktive», 1843, 1875, нем изд. 1849, 1877; рус. пер.: Система логики силлогистической и индуктивной, 1899, 1914); продолжал традиции классического эмпиризма английской философии, развив его в английский позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму Конта). Милль наряду с Контом и Ардиго — наиболее значительный позитивист XIX в.

Согласно учению Милля, основу всей философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представления о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия — это просто (языковые) названия (терминологические). Милль отвергает силлогизм Аристотеля. Внешний мир в этом смысле — постоянная возможность сходных ощущений. Единственным источником познания является опыт, единственно допустимым приёмом познания — индукция; она же лежит в основе умозаключений логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений. Милль различает науки о природе (историческую науку он также стремится отнести к «наукам о природе») и науки о духе (moral sciences) — психология, «этология», наука об обществе и даёт первую обстоятельную теорию экспериментального метода.

Задачей этики, по Миллю, является моральное преобразование общества в смысле удовлетворительного компромисса между индивидом и обществом. Моральные ценности не являются врождёнными, интуитивными (или априорными), неизменными, напротив, они эмпиричны и изменчивы. Для Милля («Utilitarianism», 1864, нем. изд. 1976; рус. пер.: «Утилитарианизм», 1866–1869) высшей целью нравственного поведения является, как и по Бентаму, содействие возможно большему счастью всех (см. Эвдемонизм; Утилитаризм). Исходя из этических принципов, Милль религиозно воспринимает высшую, божественную сущность; но космические события, по Миллю, затрудняют веру во всемогущество этого Бога. Милль высказал определённую точку зрения также и в отношении многих других проблем: парламентаризма (в 1866–1868 он был депутатом палаты общин), экономической и колониальной политики (он был одно время служащим Ост-Индской компании), по ирландскому вопросу, по женскому вопросу.

Смотрите также:

  • Весёлая наука
    (Frohliche Wissenschaft; прованс. Gaya scienza) — так называют поэзию школы ...
  • Инструментализм
    (Instrumentalismus) — защищавшийся Джоном Дьюи и другими взгляд, ...
  • Себялюбие
    (Selbstsucht) — концентрирование воли на интересы изолированного Я ...
  • Лесенн
    (Ле Сенн) (Le Senne) Рене — французский философ-спиритуалист; p. 8.7.1882 ...