Немецкая философия

Немецкая философия

(deutsche Philosophie). — Немецкие мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. Они писали на латинском языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско-платоническо-христианской философии. Начало собственно «немецкой» философии лежит в так называемой женской мистике, в письмах и нравоучительных произведениях Хилъдегарды Бингенекой (1098–1179) и других рейнских и фландрских монахинь. Наиболее значительной среди них была Мехтхилъда Магдебургская (1212–1285). Благочестие братьев по совместной жизни или других братств лежало в основе деятельности крупных немецких мистиков: Мейстера Экхарта (1260–1327), Генриха Сойзе (1300–1366) и Иоганна Тоулера (1300–1361). К ним относятся также: Гирт Гроот, Фома Кемпийский (1379/1380 —1471) и неизвестный автор «Немецкой теологии»; см. также Мистика.

Ведущим немецким философом эпохи Возрождения является Николай Кузанский (1401–1464); он предвосхитил некоторые черты философии Лейбница и Гегеля — особенно своим, частью ещё магическим, частью уже динамическим принципом «совпадения противоположностей». Наряду с Николаем Кузанским надо упомянуть об Агриппе Неттесгеймском (1486— 1535) и враче Парацельсе (1493–1541), которые представляли мистику, возрождавшую идеи древнегреческих мыслителей. Эпоха барокко представлена именами Валентина Вейгеля (1533–1588) и Якоба Бёме (1575–1624), типично немецкая мистика которых противостояла всей западноевропейской философии. Мартин Лютер (1483–1546) повлиял на немецкую философию пафосом и этосом свободы, несмотря на то что сам он понятие свободы оспаривал. Он отвергал все метафизические притязания немецкой философии и резко критиковал аристотелизм и томизм, но решительно защищал воспитательное значение мышления, ведущего к ясности выражения и понятий. Филипп Меланхтон (1497–1560), наделённый Лютером неограниченными полномочиями относительно философской систематизации идей Реформации, воздвиг прочное здание протестантской неосхоластики, просуществовавшее более четверти тысячелетия. В лице Ульриха Цвингли (1484–1531) реформированная теология часто (вплоть до последних «Glaubensartikel») выступает чуть ли не как волюнтаристская философия. То же направление заметно в работах представителя исторической мистики Себастьяна Франка (1499–1542).

Немецкая философия эпохи Просвещения уже в период Тридцатилетней войны возвещает о себе именами Иоганна Клауберга (1622–1665) и в особенности Якоба Томазия Старшего (1622–1684). Работы Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716) ознаменовали вступление немецкой философии в пору своего совершеннолетия. Лейбниц обосновал немецкий идеализм и тем самым немецкую философию в узком и собственном смысле слова. Перешагнув через национальные границы, он охватил духовным взором всю совокупность знаний своего времени. Лейбниц относился одинаково критически и к французскому материализму, и к английскому эмпиризму и скептицизму. Он пытался создать технику познания, основанную на объединении логики с чистым естествознанием. Вселенная — гармоническое целое, в котором уничтожается также противоположность между религией возможных миров. Философия немецкого Просвещения опять попадает под сильное влияние европейской философии (Декарт, Локк, Шефтсбери, Юм). Её типичным представителем является Христиан Вольф (1679–1754), чья философия в то время считалась просто философией как таковой. Он положил начало целому ряду философов-популяризаторов (см. Философы- популяризаторы), которые частью излагали философию Вольфа, частью — философию здравого смысла человека. Кроме Вольфа следует назвать Моисея Мендельсона (1729–1786) и А. Г. Баумгартена (1714–1762).

Вера философов Просвещения в неограниченные возможности человеческого разума находилась в противоречии со скептическим эмпиризмом, который полагался лишь на свидетельства чувств. Критицизм Иммануила Канта (1724–1804) явился выдвижением требования, согласно которому, прежде чем рассматривать истинность результатов познания, надо проверить возможности самого познания. Исследования Канта показали, что «вещь в себе» непознаваема и мы должны довольствоваться лишь её явлениями. Эти явления определяются формами созерцания (пространство и время) и априорными понятиями (категории). Логика чистого разума ведёт от явлений к идеям, которые остаются вне сферы познания. Человеческий рассудок требует (но не может доказать эмпирически), чтобы в природе царила всеобщая целесообразность. Практический разум как «категорический императив» требует абсолютного морального закона, веры в свободу и бессмертие души и в существование Бога, хотя всё это остаётся недоказуемым.

Критицизм Канта и характерные для него несовершенства и противоречия явились для немецкой философии XIX в. настолько сильными импульсами к развитию, что их влияние сохранилось и по сегодняшний день (см. Неокантианство, Марбургская школа). Непосредственными преемниками Канта были К. Л. Рейнгольд (1758–1823), Соломон Маймон (1753–1800), И. С. Бек (1761–1840) и Я Ф. Фриз{1773—1843). Философия Канта определила также мышление Шиллера (1759–1805), который в своей этике и эстетике, однако, отошёл от интеллектуализма Канта и приблизился к платоническому идеализму. Философия Просвещения нашла своё завершение и преодоление в протестантском метафизике Иоганне Георге Гамане (1730–1788), Фридрихе Генрихе Якоби (1743–1819), который создал философию веры в трансцендентальную реальность мыслимого и представляемого и снова привлёк внимание к Спинозе (через Якоби пришёл к Спинозе Гёте), и в Иоганне Готфриде Гердере (1744–1803) — противнике Канта, который положил в основу своей философии историю и заменил механическое органическим. Гердер и Гёте (1749–1832) явились предтечами романтиков, которые впоследствии весьма произвольным образом усвоили философию действия Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814), характерной чертой которого была вера в прогресс. Фихте развил критицизм Канта в чистый идеализм, вершиной которого явилась философия тождества подлинного философа романтизма Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854), согласно которому природа, осмысливаемая человеком, поднимается до сознания самой себя, так что мышление и бытие становятся тождественными.

Представителями романтической философии являются также Новалис (1772— 1801), создавший «магический идеализм», Шлейермахер (1768–1834), по мнению которого религия основана на чувстве «абсолютной внутренней зависимости» от мирового целого, и Фридрих Краузе (1781–1832), который ввёл в философию тождества Шеллинга панентеизм.

В остальном в философии XIX в. царили Гегель (1770–1831) и Шопенгауэр (1788–1860). Гегель, в котором немецкая спекулятивная философия духа (за пределами Германии не существовало ничего подобного ей, более того, во Франции и Англии ей соответствовали по времени позитивизм и социология) нашла своё высшее выражение, поставил характерную для эпохи Просвещения веру в прогресс на новую основу, включив самый прогресс в представление о диалектическом процессе, «в котором дух, чья природа всегда остаётся одной и той же, эксплицирует эту свою природу», в котором все более позднее является в то же время высшим по отношению к более раннему — более высокой ступенью осуществляющего себя разума. Государство становится отражением неизменного мирового порядка, «субстанциальной нравственностью». Это направление мысли продолжается представителями «правых гегельянцев», в особенности Юлиусом Шталем (1802–1861) и Фердинандом Лассалем (1825–1864), и заканчивается Бисмарком и пионерами национал-социализма. Другое направление развития гегелевского учения восприняло элементы французского позитивизма и распространившегося в век индустриализации причинно- механистического взгляда на природу и мир.

Это направление представляли «левые гегельянцы», прежде всего Людвиг Фейербах (1804–1872), Макс Штирнер (1806–1856), Давид Штраус (1808–1874), Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895), которые наряду со многими русскими мыслителями развили его в диалектический (исторический) материализм, все последствия которого ещё и сегодня представляются необозримыми и который нашёл своё завершение в ленинизме (Ленин). Шопенгауэр считал ошибочным всякое историческое рассмотрение событий, происходящих в мире, всякую философию, которая предполагает становление или его результат, начальный и конечный пункты. Предметом философии может быть лишь сущность мира, не подчиняющаяся закону достаточного основания. Все события в мире являются для Шопенгауэра лишь «продолжением зоологии», лишь буквами, с помощью которых можно прочесть идею человека. Отсюда философское развитие идёт через работу Шопенгауэра «О воле в природе» (1836) и «Волю к власти» Ницше к философии жизни и витализму.

Особое положение занимает учение об окружающей среде Якоба Икскюля (1864–1944). Наряду с Гегелем и его школой немаловажную роль в развитии немецкой философии сыграли педагогика и психология Иоганна Фридриха Гербарта (1776–1841), логика Бернарда Больцано (1781–1848) и психология как естествознание внутреннего После смерти Гегеля интерес немецкой философии к проблемам метафизики начал быстро падать. Философия стала основополагающей наукой для частных наук, которым с успехом удалось привлечь к себе всеобщий интерес. Материализм был преобразован Карлом Фогтом (1817–1895), Якобом Молешоттом (1822–1893), Людвигом Бюхнером (1824–1899) и Фридрихом А. Ланге (1828–1875) в естественно-научный материализм; Эрнстом Геккелем (1834–1919) — в монизм; Вильгельмом Оствальдом (1853–1932) — в энергетизм. В стороне от этой группы стоят Густав Теодор Фехнер (1801–1887) с его пантеистической натурфилософией, Рудольф Герман Лотце (1817–1881) с его идеалистически-механистическим мировоззрением и Эдуард Гартман (1842–1906) с его философией бессознательного.

Формами проявления философии, обратившейся в первую очередь к вопросам естествознания, были также: экспериментально-физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832–1920), который создал широко разветвлённую школу (Кюльпе, Эббингауз, Крепелин, Мойман и др.), новейший позитивизм Эрнста Лaaса (1837–1885) и Евгения Дюринга (1833–1921), эмпириокритицизм Рихарда Авенариуса (1843–1896), Эрнста Маха (1838–1916) и Теодора Циена (1862–1950), имманентная философия Вильгельма Шуппе (1836–1913) и идеалистический позитивизм, или фикционализм, Ханса Файхингера (1852–1933). Начиная приблизительно с 1860 приобретает значение неокантианство, стоящее в оппозиции к спекулятивной метафизике немецкого идеализма и представленное такими мыслителями, как Алоиз Риль (1844–1924), Вильгельм Виндельбанд (1848–1915), Генрих Риккерт (1863–1936) и Эрнст Кассирер (1874–1945).

Конец XIX в. ознаменовался возвратом к метафизике. Философия Ницше (1844— 1900) вновь привлекла взоры философов к глубинам человеческой натуры и жизни. При Ницше возникает философия жизни, являющаяся по своей сути философией истории. Главные представители: Георг Зиммель (1858–1918), Рудольф Эйкен (1846–1926) и прежде всего Вильгельм Дильтей (1833–1911), для которого жизнь есть «охватывающая человеческий род связь», познание возможно лишь посредством целостности души, и внешний мир узнаётся в своём сопротивлении познанию. Наиболее значительными преемниками Дильтея являются: исследователь религиозной социологии Эрнст Трёльч (1865–1923), представитель философии культуры Эрих Ротхакер (1888–1965) и педагог Эдуард Шпрангер (1882–1963). Большое влияние Дильтей оказал на Георга Миша (1878–1965), Германа Ноля (1879–1960), Ханса Фрайера (1887–1969) и Теодора Литта (1880–1962). В связи с Дильтеем необходимо также упомянуть следующие имена: Освальд Шпенглер (1880–1936), который предсказывал гибель Западной Европы; Герман Кейзерлинг (1880–1946) — прагматический иррационалист; Людвиг Клагес (1872–1956), который изображал действительность как поток одушевлённых образов, а дух — как противника души.

Начало XX в. отмечено развитием феноменологии. Она была подготовлена работами Франца Брентано (1838–1917), Алексиуса Мейнонга (1853–1920), Алоиза Хёфлера (1853–1922), Карла Штумпфа (1848–1936) и Кристиана Эренфельса (1859–1932), который также дал решающий толчок современной гештальтпсихологии. Основателем феноменологии был Эдмунд Гуссерль (1859–1938). Феноменология — метод описания феноменов; её предметом является идеальная сущность, понимание которой достигается путём интуитивного её усмотрения в результате «эйдетической редукции», обнажающей сущность. Философия Гуссерля, как и философия Дильтея, находит своё отражение, в большей или меньшей степени, в работах всех немецких философов. Последователями Гуссерля были Александр Пфендер (1870–1941), Оскар Беккер (1889–1964), Мориц Гейгер (1880–1937), Эдит Штейн (1891–1942), Адольф Рейнах (1883–1916) и особенно Макс Шелер (1874–1928) — наиболее оригинальный и влиятельный мыслитель этой группы, который вернул метафизике подобающее ей место в немецкой философии и создал философию личности и современную этику ценностей.

Третьим основным течением в современной немецкой философии является экзистенцфилософия. Она берет своё начало в работах Кьеркегора, заимствовала много мыслей из философии жизни и феноменологии и нашла своё первое и в то же время наиболее яркое выражение в произведениях Мартина Хайдеггера (1889–1976) и Карла Ясперса (1883–1969). Центральное место в ней занимает экзистенциальное переживание мира и Я, являющееся переживанием хрупкости человеческого существования, которое узнаётся как «бытие к смерти». Я является своей собственной экзистенцией, которая в основном состоит в возможности или достигнуть собственного существования, сознавая то, что оно всегда находится под угрозой и ничем не застраховано, или отказаться от этого существования. Четвёртое основное направление, многократно переплетающееся с тремя первыми, — современная онтология. Она является способом выражения в настоящее время метафизики. В противоположность прежней метафизике онтология основывается не только на априорных взглядах отдельных мыслителей, но и на результатах частных наук, каждая из которых старается подняться до уровня метафизики, тем самым выработать общую для всех наук платформу, разрушить специализацию и разобщённость частных наук и достичь целостного восприятия мира и человека (Studium generate).

Истоки этого философского направления находятся в биологии Ханса Дриша (1867–1941). Родственные идеи можно найти у Генриха Майера (1867–1933), Эриха Йенша (1883–1950) и Гюнтера Якоби (1881–1969). Важнейший представитель этого направления — Николай Гартман (1882–1950) — одна из наиболее значительных фигур в современной философии вообще. Его обширные работы, очень разнообразные по содержанию, отличаются замечательной тонкостью и остротой философского анализа, редкой ясностью и прозрачностью языковой формы. Кроме онтологии он занимался проблемами духовного бытия, метафизикой познания, учением о категориях, модальным анализом и теорией слоев, эстетикой. В своей этике он примыкает к Шелеру.

Упомянутые четыре направления немецкой философии, получившие своё развитие задолго до Второй мировой войны, в начавшийся после её окончания новый период находят лишь отдельных своих продолжателей. На передний план вышли большей частью изолированные друг от друга философско-исторические, антропологические проблемы, проблемы, связанные с философией языка и теорией науки. Они обсуждаются на различных уровнях, к тому же отмечается растущий отход от метафизики, так что пока о некоем едином процессе развития или о каком-то одном заметно выделяющемся течении в современной немецкой философии не может быть речи.

Ныне наряду с вышеназванными направлениями можно выделить три недавно сформировавшиеся философские течения, которые, исходя из международных критериев, рассматриваются как влиятельные и значимые: 1) «герменевтическая X. Г. Гадамера и привлёкшим к себе внимание его произведением «Wahrheit und Methode» [«Истина и метод»] (1960); 2) «Критическая теория», имеющая свои истоки в так называемой «Франкфуртской школе» Адорно и Хоркхаймера и ставшая ныне известной общественности благодаря работам Хабермаса; 3) «аналитическая философия»; под этим названием ныне объединяются представители науки теории (в том числе Штегмюллер), сторонники основанного Поппером критического рационализма (в том числе Альберт), равно как и философы, ориентирующиеся на философию анализа языка (Патциг). Программа «Эрлангенской школы» во главе с Лоренценом свидетельствует о том, что в ней сочетаются элементы аналитической философии и критической теории.

Смотрите также:
Мистика
Неокантианство
Марбургская школа