Неосхоластика

Неосхоластика

(Neuscholastik) — дальнейшее развитие схоластики после Реформации, частично в форме давно исчезнувшей протестантской неосхоластики, частично в форме католической неосхоластики, расцвету которой способствовала Контрреформация и которая после периода упадка (особенно в XVIII в.) усилилась снова (начиная с середины XIX в.). Зародилась неосхоластика уже в эпоху Реформации. Каетан (Фома де Вио из Гаэты), аугсбургский противник Лютера на диспутах, был её первым представителем. Особенно широкое развитие получила неосхоластика в Испании благодаря вновь основанному ордену иезуитов; вначале она опиралась на философию Аристотеля и Фомы Аквинского. Первая система католической неосхоластики была создана иезуитом Суаресом около 1600; в Германии особенно влиятелен был иезуит Грегор Валенсийский (1549–1603). В католической неосхоластике произошёл раскол благодаря разногласиям между учением доминиканца Баньеса (1528–1604) о предопределении — баньесианизмом — и учением о свободе иезуита Луиса де Молины (1536–1600) — молинизмом.

В Италии близкие к неосхоластике позиции занимали некоторые аристотелики эпохи Возрождения (например, отчасти Патрици); представителем неосхоластики, в сущности, был и Кампанелла, а самым крупным её сторонником в Италии XVI и XVII вв. является Беллармин. Во Франции ярко выраженных форм неосхоластики почти не было, хотя даже Декарт был ей внутренне близок. Католическая неосхоластика проникает также в Польшу и Южную Америку. Уже в XVIII в., но особенно в начале XIX в., многие, главным образом немецкие католические философы, такие, как Дойтингер, Фрошаммер, Гюнтер, более или менее отдалились от неосхоластики. После того как орден иезуитов, распущенный в 1773, был официально восстановлен (1814), неосхоластика стала возрождаться вновь: в Германии, в частности, этот процесс связан с деятельностью иезуита Клойтгена (1811–1883), позже её развитие шло в русле неотомизма.

Современные представители неосхоластики: Пшивара, Гейзер и др. В основе протестантской неосхоластики в её лютеранской форме лежат учение Меланхтона и своеобразное подражание Аристотелю; одним из наиболее известных её систематиков, повлиявшим и на Христиана Вольфа, был Шейб- лер. Более поздние представители неосхоластики, такие, как Касман, Гутке, Юнгий, Сеннерт, Таурелл, все больше и больше выходят за её рамки. Уже Корнелиус Мартини (1568–1621) выступает против господства теологии, а Якоб Томазий в 1670 предсказывает её крах.

Окончательно преодолевает неосхоластику Лейбниц. Клеменс Тимплер (1540–1604) заложил основы реформированного направления протестантской неосхоластики; к нему примкнули автор «Лексикона» Гоклений, картезианец Клауберг, разрабатывавший онтологические проблемы, и, кроме того, Альтузий, теоретик философии государства и представитель социальной философии. Перенесенная в Голландию неосхоластика просуществовала до XVIII в., пока школа Лейбница—Вольфа окончательно не вытеснила её, заимствовав у неё ряд идей.

Смотрите также: