Нидерландская философия

Нидерландская философия

(niederlandische Philosophie). — На голландско-фламандской территории самостоятельная философия развивалась уже в средние века, начиная с XIII в. Последователь Аристотеля—Генрих ван Гент (1217–1293) явился создателем философской системы, которая существенным образом отличалась от теорий его современников. У Сигера Брабантского (ум. 1282) мы находим концепцию, примыкающую к философии Аристотеля, но ориентирующуюся на аверроизм. Генрих из Бата (1246–1310) пишет о неоплатонизме, а Вильем из Мёрбеке (1215–1286) переводит греческих философов. Забвение философии во имя теологии означало поворот к мистике, особенно у Яна ван Рейсбрука (1293–1381) и Гирта Гроота (1340–1384). Взгляды Фомы Кемпийского (1379/1380—1471), автора «Imitatio Christi» (рус. пер.: О подражании Христу), носили ярко выраженный религиозный характер, тогда как единомышленник Николая Кузанского — Дионисий Картойзер (1402/1403—1471) был философом в собственном смысле слова. Новый толчок развитию мистического направления в нидерландской философии дал Бессель Гансфорт (ок. 1420— 1489), один из наиболее известных гуманистов.

Рудольф Агрикола (1443–1485) подверг критике схоластику. В период Реформации и расцвета гуманизма нидерландская философия достигла своего апогея в учении Эразма Роттердамского (1466/1469—1536). Наконец, в нидерландской философии вновь возрождается реализм — на этот раз в философии морали Дирка Корнхерта (1522–1590). Картезианство имело своего представителя в лице Арнольда Гейлинкса (1624–1669); Гуго Гроций (1583–1645) защищал гуманизм; натурфилософию развивали Ф. М. ван Гельмонт (1614–1699) и — очень умеренно — анатом Бургааве (1668–1738). В XVII в. в Голландии, которая стала прибежищем независимого духа, жили Декарт и Ангелус Силезиус, Бейль и Спиноза. Франса Гемстергёйса (1721–1790), философия которого имела пантеистическую, эстетическо-мистическую окраску, можно считать предшественником романтики.

В XIX в. нидерландская философия испытала влияние Канта, Шеллинга и Гегеля, но оно было непродолжительным. С 60-х гг. на арену снова выходит спинозизм (ван Влотен, Ланд, Мейнсма); он воплощается в философии Бирен-де-Хана (1866–1943). Роль освободителя нидерландской философии от оков классической филологии и теологии принадлежит Корнелису Виллему Опзомеру (1821–1892), философия которого имеет естественно-научную, позитивистскую и антиметафизическую направленность. Он хотел поставить философию на службу жизни. В начале XX в. в нидерландскую философию проникло неогегельянство: особенно крупным представителем неогегельянства был Херард Болланд (1854–1922), Б. Овинк (1862–1944) являлся сторонником марбургской школы неокантианства. Наконец, в нидерландской философии намечается новый поворот к естественно- научному позитивизму — на этот раз в форме психического монизма Герарда Хейманса (1857–1930) и его учеников.

В современной нидерландской философии наиболее характерными направлениями являются: феноменология (X. ван дер Лейв, 1890–1950; Ф. Бёйтендик, р. 1887; Е. де Брёйне, 1889–1959), экзистенцфилософия (Р. Ф. Беерлинг), логистика (Е. В. Бет, р. 1908; Р. Фрейс, 1889–1961). Философы, примыкающие к кальвинизму, развивают религиозный персонализм, Ф. А. Констам (1875–1951), и близкую к нему философию проблем познания («Wijsbegeerte der Wetsidee») — Дойеверд (р. 1894), Д. Т. Волленховн (р. 1892). В католических кругах значительную роль играет неотомизм (Й. Т. Бейсенс, 1864–1945; Л. де Реймакер, 1895–1961). В последнее время в нидерландской философии наблюдаются попытки развивать идеи теории науки и критического неопозитивизма, заметным противовесом чему является интенсивное распространение феноменологического мышления (прежде всего взглядов Гуссерля, Хайдеггера, Левинаса).

Смотрите также:

  • Я
    (Ich; лат. ego) — обозначение для ядра сознания, т. е. для носителя ...
  • Культура
    (Kultur; от лат. colere — «заботливо ухаживать, возделывать, ...
  • Паскаль
    (Pascal) Блез — французский философ, мистик и математик; р. 19.6.1623 ...
  • Присущность
    (Inharenz, от лат. inhaerere — «зацепиться за что-либо») — отношение ...