Норвежская философия

Норвежская философия

(norwegische Philosophie). — В период унии, когда Норвегия находилась под датским господством, самостоятельная философия в ней смогла развиваться только после основания в 1811 университета в Крис-ильс Трескау (Тресков) (1751–1833), преподававший с 1803 в Копенгагене, а с 1813 — в Кристиании. Он опирался на идеи Просвещения и рационализма. Вместе с тем в основе его взгляды отличались глубокой религиозностью, а в чем-то были близки эмпиризму Локка. Философию Канта он решительно отвергал, о чем свидетельствуют его лекции: «Foreloesninger over den Kantiske Philosophie» (1798). Другие его труды: Philosophiske Forsog, 1805; Elementer til Hostoriens Philosophie, 1811; Lovgivnings-Principper, I–III, 1820–1823; Christendommens tand, 1828.

В связи с отсутствием в стране широких культурных связей за границей работали Генрик Стеффене (1773–1845; Киль, Иена, Галле, Бреслау, Берлин) и Николай Мёллер (1777–1862, Лувен). В лице Маркуса Якоба Монрада (1815–1897) Норвегия обрела не только профессионального философа, но и активного, пользующегося широким влиянием деятеля в области культуры. Из двух его главных трудов первый — «Udsigt over den hoiere logik» (1881) — проникнут идеями «Логики» Гегеля, второй же — «festhetik» (1889–1890) — отличается большей оригинальностью, прежде всего благодаря умелому использованию кантовского наследия. Дело, которому Монрад посвятил свою творческую жизнь, — единственное, что могло стать в Норвегии исходным пунктом для формирования основательной философской культуры, — из-за ослабления гегелевской традиции не нашло себе продолжения. После прорыва современного мышления, осуществлённого Георгом Брандесом и его норвежскими последователями, могли ещё развиваться только психологизм и эмпиризм. Заметной фигурой в этот период становится Анатоль Олл (Оль) (1867–1943).

По окончании Второй мировой войны вплоть до недавнего времени ключевую позицию в норвежской философии занимал Арне Нэсс (р. 1912) со своей версией логического эмпиризма, нашедшей отражение, в частности, в трудах: Erkenntnis und wissenschaftliches Verhalten, 1936; Interpretation and Preciseness, 1953. Преодолению гегемонии этого направления способствовали работы специалиста в области античности и немецкой философии Эгила А. Виллера (р. 1925): Fra Homer til Heidegger, 1959; Fra tankens og troens motested, 1968; Platons Parmenides, 1960; Der spate Platon, 1970. В прямую полемику с философией А. Нэсса вступили Ханс Скёрвхейм (р. 1926): Objectivism and the study of man, 1959; Vitskapen om mennesket og dem harc2iske refleksjon, 1964 и Даг Ёстерберг (p. 1938): Forstaelsesformer, 1966.

Смотрите также:

  • Видение
    (Vision; от лат. visio — «созерцание») — в узком ...
  • Маймон
    (Maimon) Соломон — еврейский философ; p. 1753 (Несвиж) — ум. 22.11.1800 ...
  • Каль-фуртман
    (Kahl-Furthmann) Гертруда — философ; p. 19.3.1893 (Гамбург-Альтона) — ум. 7.5 ...
  • Немецкие философские конгрессы
    (Deutsche Kongresse fur Philosophie) — всеобщие собрания немецких философов ...