Патристика

Патристика

(Patristik; от лат. patres — «отцы») — философия и теология отцов церкви, т. е. духовно-религиозных вождей христианства до VII в. (см. также Учители церкви). Обычно проводят следующее деление:

1) апостолические отцы, примыкающие непосредственно к апостолам, в том числе к апостолу Павлу;

2) апологетические (защищающие) отцы II в., пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христианского учения с греческой философией, причём иногда они представляли христианство в виде новой философии (Юстин, 100–167; затем Афинагор, вторая половина II в.). К II в. относится спор с гностиками, на позиции которых переходит Татиан (вторая половина II в.). Главный противник гностицизма — Ириней. Завершает этот период остроумный Тертуллиан (ум. ок. 222);

3) III в. и начало IV в. характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения. Противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе Афанасия (295–378), утверждавшего, что Христос божествен, а с другой — в отрицании Арием (ум. 336) его божественности. В то время как философия Климента Александрийского (150–215) была ещё не систематизированной, Ориген (185–254), заимствовавший из греческой философии её понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см. Александрийская философия), которая позднее была отвергнута церковью;

4) в IV в. и начале V в. христианство впервые начинает исследовать свою историю. Догма о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку. Евсевий Кесарийский (260–340), склонявшийся к арианству, написал первую историю церкви и её догм; он утверждал, что Платон и вообще греческая философия оказали влияние — через Ветхий Завет, особенно Моисея. Три великих каппадокийца, находившихся под влиянием Платона и Оригена, занимались систематизацией теологии в противовес арианству;

5) с конца IV в., т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после её признания в 313 императором Константином Великим, — уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. После Илария из Пуатье (310–367), «Афанасия Запада», и Амвросия Миланского (340–397), «латинского Филона», Августин (354–430) ставит на первое место практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое посредничество. Своим учением о божественном государстве («Граде Божием») он закладывает фундамент исторической метафизики. Против этого учения, как полагают, боролся Пелагий (см. Пелагианство);

6) на востоке к схоластике относятся: не являющийся вполне христианским философом, но чрезвычайно близкий неоплатонизму Синезий Киренский (370–450) и Немезий Эмезский (первая половина V в.). Большое значение в V и VI вв. имела последовательная христианская школа ученых из Газы. 543), Максим Исповедник (580–662) и Иоанн Дамаскин (700–750) окончательно превращаются в представителей (византийской) схоластики (см. Византийская философия). На Западе у Боэция (480–524) и историка Кассиодора (ок. 488–583) христианское содержание отходит на задний план, снова оно выдвигается (в церковно-политическом плане) у Исидора Севильского (560–636). Мартин Бракарский (ум. 580) и Беда Достопочтенный (674–735) — «последний отец церкви» — являются уже ярко выраженными представителями (западной) схоластики. В типографии Ж. П. Миня в Париже издана «Patrologiae cursus completus»: серия на лат. яз. — 1844–1855, 217 т., а также 4 т. «Indices», 1862–1864; серия на греч. яз. — 1857–1866, 166 т. Тексты, переведённые на немецкий язык, изданы в серии «Bibliothek der Kirchenvater» Барденгевером, 1911 и далее.

Смотрите также:
Учители церкви
Александрийская философия
Византийская философия
Пелагианство