Платон

Платон

(Platon) — греческий философ; p. 27.5.427 (Афины) — ум. 347 до н. э. (там же); действительное имя — Аристокл, сын Аристона и Периктионы, предки которой были родственниками Солона. Платон сначала был поэтом, а затем под влиянием Сократа наряду с Аристотелем стал наиболее выдающимся философом эпохи античности; много путешествовал. Наибольшее воздействие оказали его теория идей и философия государства, которые созревали у него постепенно. Основные идеи Платона: чувственное восприятие не даёт знания постоянного, т. е. доставляет не уверенность, а только мнение (см. Пещеры образ).

Только понятия в том случае, если они правильно образованы, являются неизменными, и только они дают действительное знание. Понятие должно иметь объект, к которому оно относится. Этот объект не может быть идентичным с объектом чувственного восприятия, он должен быть сверхчувственным объектом — идеей. Следовательно, в наших понятиях совершается познание сверхчувственного мира. Понятия являются отражением идей. Во множестве понятий отражается множество идей. Причастность духа к миру идей при помощи понятий одновременно доказывает, согласно Платону, бессмертие души. Образование понятий в человеческой душе является актом воспоминания самих идей, которые душа созерцала до того, как она соединилась с телом.

Наивысшая идея — идея Блага (см. Калокагатия), часто понимаемая Платоном также как Бог, который, будучи творцом мира (демиургом), сначала творит мировую душу как нетелесную, проникающую весь мир движущую силу. Материя сама по себе, в одиночестве, не существует; она становится действительностью, побуждаемая присутствующей в ней идеей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т. е. добродетели. Побудительной причиной восхождения к идее является эрос, неотъемлемой предпосылкой блаженства — добродетель. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различает четыре основные добродетели: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и — как главную добродетель — справедливость, компенсирующую и сочетающую другие добродетели.

Согласно Платону, государство — это тот же человек в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача — самосохранение посредством формирования граждан в духе добродетели; его определённая этикой политическая цель — совершенный человек идеального государства. В совершенном государстве вследствие естественного неравенства людей существуют следующие сословия, соответствующие иерархии добродетелей: 1) в сословие низшей добродетели (самообладание, покорность) входят крестьяне и ремесленники, которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества; 2) добродетели мужества соответствует сословие воинов и чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охранять устои государства (извне — отражая нападение врагов, внутри государства — при помощи охраны законов); 3) наконец, правители, добродетелью которых является практическая мудрость, определяют законодательство и управляют государством.

Попытка Платона осуществить идеальное государство в тирании Дионисия (Сицилия) потерпела неудачу. Государственное устройство Платона проистекает в основном из основной политической воли, направленной на достижение единства эллинской нации на основе справедливости. Все произведения Платона, кроме писем, написаны в форме диалога. Важнейшие из них: «Апология» (защита Сократа), «Критон» (об уважении к законам), «Лахет» (о мужестве), «Хармид» (о благоразумии), «Эвтифрон» (о благочестии), «Гиппий Меньший» (о лжи и несправедливости), «Протагор » (о единстве и поучительности добродетелей), «Горгий» (о противоположности между эгоистической софистической моралью и нравственно -политической позицией Сократа); «Менон» (о сущности риторики, образовании понятий как воспоминании), «Кратил» (о языке); «Пир» (об эросе), «Федон» (о бессмертии), «Государство» (о справедливости), «Федр» (теория идей), «Теэтет» (о знании), «Тимей» (космология), «Законы» и т. д.

Смотрите также:
Пещеры образ
Калокагатия