Познание

Познание

(Erkenntnis) — усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (не точно) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса. В философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познаётся как нечто»; например, говорят: «Он познал его как лжеца». Таким образом, в познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Кто не знает, что есть лжец и что лжец есть, тот никогда не сможет познать человека как лжеца. В познании всегда содержится также узнавание. Новое, не зависящее от внутреннего и внешнего опыта познание может возникнуть только как следствие творческой фантазии. Познание исследуется со времён греческой философии, оно исследуется с точки зрения (объективного) источника или происхождения (субъективной) способности, т. е. возможностей к познанию, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии).

Это исследование познания составляет предмет учения о познании, которое только с Канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в XIX в., а также в начале XX в. порой заглушало почти все прочие направления философии. Внутри познания проводят различие между (неподлинным) формальным, или абстрактным, познанием и (подлинным) содержательным, или конкретным, познанием; в свою очередь внутри этого деления происходит деление на многие виды познания в соответствии с наиболее важными предметными областями. В познании субъект и объект противостоят друг другу как познающее и познаваемое. Субъект постигает, а объект постигаем. Понимание происходит в силу того, что субъект вторгается как раз в сферу объекта и переносит его в свою собственную сферу, точнее, в силу того, что определённые моменты объекта отображаются в субъекте, в возникающих в нем отображениях (см. Явление).

Это отражение также объективно, т. е. субъект отличает отражение, в образовании которого он сам принимал участие, от самого себя как противостоящего отражению. Отражение неидентично объекту, хотя ему подобает быть «объективным». Объект независим от субъекта. Он более чем просто предмет познания, и в этом «более чем быть просто объектом» (Mehr-als-bloBes-Objekt-sein) объект выступает как «трансобъективное». Наряду с бытием объекта в качестве предмета он обладает и бытием в себе. Если объект мыслится независимо от отношения познания, то он становится вещью. Но субъект также может быть субъектом для самого себя, т. е. он может сознавать свою способность познания; помимо своего свойства быть познающим он обладает ещё и бытием для себя. Бытиё-в-себе объекта означает, что наряду с познанным в объекте остаётся ещё непознанный остаток. Тот факт, что мы никогда не можем полностью и без остатка охватить предмет познания, постичь во всей полноте его определённость, отражается в несовпадении объекта и образа. Поскольку субъект знает об этом различии, появляется такой феномен, как проблема, который порождает напряжение в процессе дальнейшего познания и требует все больших усилий познания. Смягчение такого напряжения надо искать в направлении прогресса познания, благодаря которому граница между тем, что уже познано, и тем, что должно быть познано, передвигается в трансобъективное. Деятельность сознания приводит к прогрессу познания; стремление сознания к познанию есть прогрессирующее «предрасположение себя» к определённостям объекта. То, что должно быть познано, является для стремящегося к познанию сознания неисчерпаемым, т. е. бесконечным.

Прогресс познания находит свой предел в границе познаваемости. За этой границей начинается непознаваемое, трансинтеллигибельное (часто ошибочно называемое иррациональным). «Как трансобъективное надо искать в направлении познанного (причём оно все более отодвигается в этом направлении), так трансинтеллигибельное надо искать внутри трансобъективного (причём оно все более отодвигается в направлении познаваемого)» (Н. Гартман). Существование трансинтеллигибельного — это такое существование, которое не даёт прекратиться процессу познания. Область трансинтеллигибельного, к которой принадлежат бытие-в-себе (см. также Реальность) и бытие-для-себя, является медиумом, осуществляющим действенную связь между объектом и субъектом. Каким образом происходит перенос определённых моментов объекта на субъект, по сути дела, не известно. Но если исходить из того, что все сущее, поскольку оно принадлежит к общей сфере непознаваемого, всесторонне как-то обусловлено, определено , далее, если полагать, что субъект является наиболее способным среди всего сущего к реагированию и чувствованию, то из этого следует, что вся система сущего должна из трансобъективного через объект и отражение предстать перед субъектом в явлении. С этой точки зрения познание есть постижение прежде всего соответствующих субъекту отношений между объектом и субъектом. Таким образом, принципы познания, т. е. способы, какими совершается познание, должны быть одинаковыми для всех субъектов.

С другой стороны, например, из исчисляемости физических процессов (возможной с учётом известных погрешностей) следует, что законы математической логики (и тем самым значимость, законность априорного взгляда) находятся за сферой логики и математики и действительны за этой сферой. Применение положений математики к природным явлениям означает распространение логической сферы на реальную. Имеются логические связи и отношения, которые согласуются со связями и отношениями реального. В соответствии с этим логическая сфера является посредником между миром отражения и миром реального. Таким образом, принципы познания не только одинаковы для всех его субъектов, но они выступают также и в мире объективного — как категории. Познание возможно, потому что категории познания идентичны категориям бытия. Однако как неверно говорить, что все категории познания являются одновременно категориями бытия, так неверно говорить, что все категории бытия являются одновременно и категориями познания. Если бы было действительно первое, то всякое познание содержало бы чистую истину; если бы было действительно второе, то все сущее было бы познаваемо без остатка. Область категорий бытия и категорий познания совпадает частично, и только этим можно объяснить, что процессы природы кажутся совершающимися по математическим законам: например, орбиты движения планет фактически являются «эллиптическими». С начала XIX в. познание отождествляется главным образом с опытным познанием естественных наук. В то же время науки о духе вынуждены были выходить за пределы рационального познания.

Смотрите также:
Явление
Реальность