Польская философия

Польская философия

(polnische Philosophie). — В качестве начального пункта философского развития в Польше можно принять год основания Краковского университета (1364). XV век — век расцвета польской схоластики (Матеуш из Кракова, ум. 1410). За нею следовала аристотелевско-стоическая философия эпохи Возрождения (Анджей Фрыч-Моджевский, 1503–1572, Себастьян Петрици, 1554–1627). Во второй половине XVIII в. философия Просвещения свела на нет влияние господствовавшей там неосхоластики (преобразование школ и университетов, 1773); главные представители: Гуго Коллонтай (1750–1812), Станислав Сташиц (1755–1826), Ян Снядецкий (1756–1830). В последующий романтический период существовали попытки построить универсальную философию абсолюта: Бронислав Трентовский (приват-доцент во Фрейбурге, Брейсгау, 1808–1869), Кароль Либельт (1807–1875), Юзеф Кремер (1806–1875); к этим попыткам принадлежит также и мессианизм, историософский синтез, построенный на религиозных и националистических основах (Ю. Хёне-Вроньский, Август Цешковский, 1814–1894). Позднее к мессианистским представлениям был близок исследователь Платона Винсенты Лютославский (1863–1954).

Затем последовал научный и социальный позитивизм (Юлиан Охорович, 1850–1917); параллельно существовало неотомистское движение (Мариан Моравский, 1845–1901). Около 1900 ученик Брентано Казимеж Твардовский (1866–1938, осн. соч.: Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellungen, 1894) основал аналитическое направление, которое скоро стало господствующим. Однако после 1920 оно частью сблизилось с неопозитивизмом (Казимеж Айдукевич, 1890–1963) и др., частью приняло форму материалистически окрашенного реизма (Тадеуш Котарбиньский, 1886–1981), частью же в тесной связи с западноевропейским логистическим движением превратилось в польскую логическую школу (Ян Лукасевич, 1878–1956), Станислав Лесьневский, 1886–1939, Альфред Тарский и др.).

Независимо от Твардовского развивались Владислав Хейнрих (1869–1957), стоявший на позиции, близкой к Авенариусу, Флориан Знанецкий (1882–1958), посвятивший себя затем социологии, а также феноменолог Роман Ингарден (1893–1970). Следует назвать ещё трёх исследователей, занимавшихся в основном проблемами философии истории: это Константы Михальский (1879–1947), Александр Биркенмайер и Владислав Татаркевич (1886–1980), который также интересовался вопросами эстетики. После Второй мировой войны наряду с аналитическим направлением с его многочисленными ответвлениями на первый план выступает марксистская философия. В её рамках такие критически настроенные марксисты, как А. Шафф и Л. Колаковский, были признаны в новой Польше многообещающими мыслителями.

Смотрите также:

  • Лафатер
    (Lavater) Иоганн Каспар — теолог и писатель; р. 15.11.1741 (Цюрих) — ум. 2.1 ...
  • Якоби
    (Jacobi) Фридрих Генрих — философ; p. 25.1.1743 (Дюссельдорф) — ум. 10.3.1819 ...
  • Научное легковерие
    (Wissenschaftsglaubigkeit) — некритическое отношение к сообщениям ...
  • Александр Афродисийский
    (Alexandros Aphrodisieus) (в 198–211 н. э. учил в Афинах) — философ, принадлежал ...