Причина

Причина

(Ursache; лат. causa) — то, без чего не было бы другого — следствия (см. Каузальность). Первоначально причина понимается как предмет, который что-то делает и что-то вызывает (по аналогии с нашим Я, являющимся сознательной причиной наших действий). Такое понимание причины с необходимостью приводит к появлению понятия силы как способности вещи (как причины) вызывать нечто, т. е. производить в результате своей деятельности изменения. А так как действующая причина в свою очередь не может не иметь причины и сама вызывает следствие только через изменение, то постепенно возникает функциональное понятие причины: она есть изменение, вызывающее другое изменение. Взаимосвязь между причиной и следствием называют причинной связью. Но поскольку причина как изменение зависит в свою очередь от другого изменения как причины, то можно говорить о причинном ряде или причинной цепи, «начало» которой теряется из виду, а предположение о существовании её конца является чистым произволом (см. Proton kinuri).

Каждый член этой причинной цепи является одновременно причиной и следствием. Причинная цепь непрерывна, отношения в ней подобны отношениям основания и следствия или наличного бытия вообще (Dasein) и определённой его формы (Sosein). По мере надобности из неё выхватывается, выделяется какое-то звено, рассматриваемое, как причина, и другое, связанное с ним и во времени за ним следующее, рассматриваемое как следствие. Так как в каждом событии содержится весьма много компонентов, вызывающих определённые последствия, то часто предпочитают заменять понятие «причина» понятием «компонент» явления, а понятие «следствие» — понятием «результирующий»; в кибернетике объясняется как особый случай информации. См. Окказионализм.

Смотрите также:
Каузальность
Proton kinuri
Окказионализм