Просвещение

Просвещение

(Aufklarung) — движение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Это понятие просвещения, составлявшего не раз историческую эпоху духовного развития (в античном мире, например, эпоха после смерти Сократа), стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и в первую очередь Европу (XVI— XVIII вв.), причём в различных странах и в различных областях жизни этот процесс протекал по-разному. В Англии эпоха Просвещения начинается с XVI в. и носит преимущественно религиозный и политический характер; во Франции начиная с XVII в. оно выступает с критикой общественных и моральных принципов, затем, одержав в XVIII в. победу, сливается с революцией 1789; в Германии с XVIII в. внешне не отмечается никаких значительных успехов, за исключением области немецкой философии и литературы, где совершается процесс их внутреннего самоопределения в кантовском смысле этого слова; Просвещение есть выход человека из несовершеннолетия, в котором он находился по своей вине. Вряд ли можно говорить о веке Просвещения в Италии и Испании; так, в Италии оно было равнозначно антиклерикализму.

В философии Просвещение выступало против всякой настоящей метафизики. Оно содействовало развитию всякого рода рационализма, в науке — развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодёжи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни — освобождение человека от несправедливых уз (см. Индивидуализм, Либерализм), равенство всех граждан государства перед законом, наконец, равенство всех, кто имеет человеческий облик, перед человечеством; последнее представляет собой понятие, разработка которого является главным образом заслугой Просвещения.

Главные представители Просвещения: Фрэнсис Бэкон, Гоббс, Локк, Юм — в Англии; Бейль, Вольтер, энциклопедисты, Руссо, Монтескье, Дидро — во Франции; Вольф, Лессинг, Кант (одновременно стремившийся и к преодолению Просвещения), Фридрих Великий, Томазий — в Германии. В России — Пётр I, Ломоносов, Радищев и др. Однако уже в конце XVIII в. Фихте указывал на отрицательные стороны Просвещения.

В конце XIX в. возвращение к метафизике привело к преодолению философии Просвещения, но не научного и социально-политического, просветительского движения, которое ещё продолжается.

Смотрите также:
Индивидуализм
Либерализм