Ретенция

Ретенция

(Retention; от лат. — «удержание, задержание») — вместе с настоящим и протенцией структурный момент внутреннего временного сознания в учении Гуссерт о времени. Она относится к присущему настоящей фазе имманентного (т. е. внутренне пережитого) времени сознанию течения времени в прошлое. Только благодаря ретенции и протенции становится возможным понятие длительности, выходящей за пределы точечного настоящего.

Текущие в прошлое ретенции образуют континуум (непрерывное), в котором каждая ретенция является ретенцией от ретенций, потому что любая ретенция есть ретенция утёкшего в прошлое настоящего с соответствующей присущей ему ретенцией. Континуум ретенций является поэтому континуумом, смещающимся в самое себя, а не простым линейным утеканием. Таким образом, он полностью содержится в ретенции, принадлежащей соответствующему настоящему. Отсюда вытекает, что в понятии настоящего времени всегда заложено сознание как процесса утекания в прошлое, так и прошлого. В отличие от репродукции ретенция не является интенциональным актом, так как все акты протекают во времени и предполагают тем самым наличие ретенции, делающей время непрерывным. Если бы ретенция толковалась как акт, то теория сознания привела бы к бесконечному регрессу. Внутреннее временное сознание, а тем самым и ретенция, является скорее пассивным сознанием, в котором субъективность сознает свою временность, не ориентируя её на предмет.

Смотрите также:

  • Естественное состояние
    (Naturzustand) — понятие, относящееся к концепции Просвещения ...
  • Actus purus
    (лат. — «чистое действие»; см. Акт) — тождество бытия и действия, ...
  • Священное
    (heilig) — таинственная покоряющая сила, выражающаяся в чувстве, ...
  • Пифагор
    (Pythagoras) — греческий философ; годы жизни примерно 570–496 до н. э.; ...