Смерть

Смерть

(Tod) — естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы. После того как люди перестали воспринимать смерть просто как страшный факт и начали размышлять над проблемой сущности самой жизни, они много времени уделяют тому, чтобы ответить на вопрос, вытекает ли смерть из самой этой сущности. Многие (Платон и др., а также христианство) рассматривали жизнь как душу, пребывающую временно в «темнице» — теле. При таком подходе смерть выступает как выход души из тела в бессмертие. Стоики и Эпикур стремились показать бессмысленность страха перед смертью: «Смерть для нас ничто, ибо, пока мы живы, её нет, а когда она есть, нас уже нет» (Эпикур).

Смерть присуща лишь организмам, размножающимся исключительно половым путём, т. е. высокоорганизованным живым существам; следовательно, с точки зрения земной истории смерть существует не так уж давно. Зародышевая плазма обладает потенциальным бессмертием: благодаря наследованию она переходит из поколения в поколение. Размножение, рассматриваемое с точки зрения существования рода, есть отрицание смерти. Теология рассматривает смерть как расплату за грехи; милость Божья обещает воскресение. Все попытки придать надёжную основу вере в бессмертие человека с самого начала обречены на неудачу и имеют своей «целью избавить Я от неотвратимой угрозы смерти или требовательной божественной воли тем, что Я объявляет о неприступной зоне, в которой оно суть Бог» (Тилике). В экзистенциализме Хайдеггера человеческое существование выступает как бытие, идущее к смерти, т. е., по сути дела, оно является страхом. Человеческое существование пребывает в страхе перед ничто, возможной невозможностью его существования.

Смерть — возможность бытия, которая может овладеть даже самим человеческим существованием (так считает и Рильке). Личное существование является поэтому прелюдией смерти. «Предшествующее свободное становление для собственной смерти освобождает от потерянности в случайно появившихся возможностях, освобождает таким образом, что фактическую возможность, которая предполагает неизбежную возможность смерти, оно понимает и избирает прежде всего лично. Заглядывание вперёд раскрывает существованию — как предельной возможности — его цель и таким образом уничтожает всякую возможность опереться на уже достигнутое существование» (М. Heidegger. Sein und Zeit, 1977).

Только благодаря смерти человеческое существование превращается в фактическую целостность. Сартр отвергает такую точку зрения, называя её «романтико-идеалистической»: «Мы имеем все шансы умереть раньше, чем выполним нашу задачу, в противном же случае — пережить её и себя самих... Смерть является не моей возможностью не осуществлять и дальше моё присутствие в мире, а возможным в любое время исчезновением, превращением в ничто моих возможностей... Глупо, что мы родимся, глупо, что мы умираем» (L’etre et le neant, 1943, p. 621, 631). Открываемые современной медициной возможности отодвинуть смерть (принятие решения о пересадке органов и т. п.) способствуют изменению отношения к смерти.

Смотрите также:

  • Объективизм
    (Objektivismus) — в противоположность субъективизму: 1) направление ...
  • Лесенн
    (Ле Сенн) (Le Senne) Рене — французский философ-спиритуалист; p. 8.7.1882 ...
  • Привычка
    (Gewohnheit) (лат. consuetudo — «привыкать») — «вторая натура» (Паскаль) ...
  • Созерцание сущности
    (Wesensschau), созерцание идеи, значения — духовный акт, с помощью ...