Схоластика

Схоластика

(Scholastik; от греч. scholastikos — «школьный») — школьная наука, школьное движение в период западно-христианского средневековья (в том числе и в Византии), школьное направление развития науки, философии, теологии. В китайской, индийской, исламской философии также имеет место нечто аналогичное схоластике. Для схоластики христианского, западного мира (VI и IX–XV вв.) характерно то, что наука и философия основывались на христианских истинах, изложенных в догмах. Однако было высказано и много мыслей, не согласующихся с догмами христианства, особенно под прикрытием учения о двойственной истине. Этапы развития схоластики:

1) Ранняя схоластика (IX–XII вв.) стоит ещё на почве нерасчленённости, взаимопроникновения науки, философии (платонизма), теологии и характеризуется оформлением схоластического метода в связи с осмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. Главные представители схоластики: в Германии — Рабан Мавр, Ноткер Немецкий, Гуго Сен-Викторский; в Анпши — Алкуин, Иоанн Скот Эриугена, Адельгард из Бата, Ансельм Кентерберийский; во Франции — Абеляр, Жильбер Порретанский, Амальрих Венский; в Италии — Петр Дамиани, Бонавентура.

2) Высокая схоластика (XIII в.) характеризуется окончательным разделением науки и философии (особенно натурфилософии), с одной стороны, и теологии — с другой, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля (см. Европейская философия), имевшегося, правда, только в латинском переводе. Формируется философия больших орденов, особенно францисканского и доминиканского, а также системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота. Затем последовал спор между сторонниками Августина, Аристотеля и Аверроэса, спор между томистами и скотистами. Это было время великих философско-теологических энциклопедий («сумм»). Другие главные представители схоластики: в Германии — Витело, Дитрих Фрейбергский, Ульрих Энгельберт; во Франции — Винсент из Бовэ, Иоанн Жандунский; в Англии — Роджер Бэкон, Роберт Гроссетест, Александр Гэльский; в Италии — Эгидий Римский.

3) Поздняя схоластика (XIV и XV вв.) характеризуется националистической систематизацией (благодаря которой схоластика получила отрицательный смысл), дальнейшим формированием естественнонаучного и натурфилософского мышления (см. Номинализм), выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся всё более нетерпимой. Так как с начала XIV в. церковь уже окончательно отдала предпочтение томизму, то поздняя схоластика с религиозной стороны стала историей томизма.

Схоластика фактически завершилась с разделением веры и знания (соответственно естественно-научного знания), поэтому её историю можно рассматривать как историю её самопреодоления. Главные представители поздней схоластики: в Германии — Альберт Саксонский, Николай Кузанский; во Франции — Иоанн Буридан, Николай Оремский, Петр д’Альи; в Анпши — Уильям Оккам; в Италии — Данте. В период гуманизма, Возрождения, Реформации схоластика перестала быть единственной духовной формой западной науки и философии. Неосхоластика защищает примат христианской философии перед светской философией.

Смотрите также:
Европейская философия
Номинализм