Феноменология

Феноменология

(Phanomenologie; от феномен и греч. logos — «учение») — учение о явлении. Она обозначает:
1) у Канта — учение об эмпирических явлениях в противоположность к учению о вещи-в- себе, вещи самой по себе; Кант употребляет слово «феноменология» в своей работе «Metaphysische Anfangsgriinden der Naturwissenschaft»; в его трёх «Критиках» оно не встречается;
2) у Гегеля («Феноменология духа») — это метафизическое изображение сознания в его диалектическом поступательном движении от чувственной непосредственности — через самосознание, нравственность, искусство, религию, науку, философию— к абсолютному знанию;
3) у Брентано и его школы — то же, что и «описательная, дескриптивная психология»;
4) у Штумпфа — анализ чувственного содержания и образов памяти, проникающий вплоть до последних компонентов;
5) у Н. Гартмана — непредвзятое выявление и описание феноменов (данного), как первая ступень систематизирующей работы мысли, за которой следуют вторая и третья ступени — апоретика (проблематика) и теория;
6) у Гуссерля — исследование значения и смысла, наука о сущностях (см. Эйдос), которая, подобно геометрии, имеет дело только с чистыми «эссенциями», сущностями, но не с реальными «экзистенциями», вещами, фактами, сведения о которых намеренно исключены, «заключены в скобки» (см. Эпохе). Вернее, у Гуссерля феноменология есть не учение о самой сущности, а наука о созерцании сущности, о сознании, созерцающем сущность; важнейшей особенностью этого сознания является интенциональность (см. Интенция), т. е. сознание есть сознание о чем-либо.

В самой сущности переживания не заключено не только того, что оно есть, но также и того, сознание о чем оно есть, и в каком определённом и неопределённом смысле оно является сознанием, одним словом, что оно «полагает». Реальностью обладает отнюдь не то, что является самостоятельным, но только интенциональное, осознанное, являющееся. «Сущности», которые имеют значение для целого ряда «индивидов» (индивидуальных данностей), основывают как бы некую сферу, объединяющую «индивидов», принадлежащих к соответствующей сущности«, т. е., например, то, что утверждается о сущности «общности», имеет значение для всех действительных общностей. Последняя (абстрактнейшая, чисто формальная) всеобщность сущностей образует «сферу-для-себя», исследование которой составляет конечную задачу феноменологии: создание некоторой Mathesis universalis, которая охватывает логику, математику, теории множеств и отношений и должна проложить для науки путь к «самим вещам». Феноменология Гуссерля представляет собой наряду с философией жизни, экзистенцфилософией, онтологией одно из четырёх крупнейших течений, определяющих современную философию.

Метод Гуссерля ставит себя на место естественной природной установки человека по отношению к тому, что встречается ему в жизни, — установки, которая является скрытым или явно выраженным предположением о возможности того, что мир, микрокосмос вообще может существовать. Феноменология хочет расчистить тот путь к явлениям, который при «природной» установке перегорожен предубеждениями о том, что же здесь является. Сознание, освобождённое от всех человеческих установок, становится полаганием мира, т. е. прямой направленностью на то, что дано, на «мир», который, однако, надо понимать не как микрокосмос, а как коррелят состояний сознания, при которых сознание является только пунктом соотнесения его направленности на предметное существование, т. е. его «интенциональности». В феноменологии сознание становится «чистым» сознанием. Существование предметов оно испытывает, познает благодаря «интенциональному переживанию» — в ходе созерцания, при помощи смутных представлений, осмысления, оценки, в ходе практических устремлений и т. д.; участие субъекта в этих процессах сознания не интересует феноменологию в первую очередь.

Мир превращается в «феномен мира». В этом смысле феноменология является наукой о конструировании, построении мира, такого, какой имеет значение сущего для человека, обладающего феноменологической установкой, о структуре бытия, которое для такого человека имеет значение идеальной предметности. Это конструирование и эта структура осуществляются в придающих смысл чистых переживаниях сознания и его «мнимых», т. е. «интендированных» образах. Гуссерль считал свою феноменологию основной наукой философии вообще; и действительно, как метод она оказала огромное влияние на развитие философии, в особенности на экзистенцфилософию, онтологию и логистику.

Смотрите также:
Эйдос
Эпохе
Интенция