Фихте

Фихте

(Fichte) Иоганн Готлиб — философ; p. 19.5.1762 (Раменау, Оберлаузитц) — ум. 27.1.1814 (Берлин); с 1809 — профессор и с 1811–1812 — первый выборный ректор Берлинского университета; 1794–1799 — профессор в Йене, которую он покинул в 1800 вследствие религиозных споров (его обвинили в атеизме, так как он понимал Бога как неличного, т. е. как моральный миропорядок).

Его произведение «Versuch einer Kritik aller Offenbarung» («Попытка критики всякого откровения», 1792) приняли за произведение Канта; когда оказалось, что его автор — Фихте, он сразу стал известен. Его «Речи к немецкой нации», которые он прочитал в Берлине в 1807–1808, принесли ему самую широкую известность. Фихте исходил из кантовского этического ригоризма и активизма. Философия для Фихте является сознательным, умышленным самонаблюдением творчески-этической активности личности (Я, как несколько неясно говорит Фихте); поэтому он называет свою философию «Наукоучением» («Wissenschaftslehre») (с 1794 им было разработано более десяти его редакций). Фихте устанавливает в этом смысле три «деятельности» Я; 1) Я полагает себя, 2) Я полагает Не-Я, 3) Я противополагает в Я делимому Я делимое He-Я.

Я для Фихте — совокупность духа, воли, нравственности, веры; Не-Я — совокупность воли человека, борющейся против инертности, косности. Итак, первоначально существует только одна абсолютная деятельность — Я. Мы представляем себе вещи вне нас потому, что Я снимает в себе реальность, т. е. полагает её вне себя, и эту снятую реальность полагает в Не-Я, которое, таким образом, также является «деятельностью» Я. Убеждение, что сознание вещного мира вне нас есть абсолютно не что иное, как продукт нашей собственной способности представления, даёт нам вместе с тем уверенность в своей свободе. Я нужно мыслить не как определяемое вещами, а как определяющее вещи: мир есть не что иное, как материал нашей деятельности, олицетворённый материал нашего долга.

Всё, что требуется для деятельности, является также и нравственным требованием. Это прежде всего совершенствование тела и духа и включение в человеческую общность; ибо труд в духовном мире, т. е. культурный труд, может быть только общим. С другой стороны, все граждане имеют право не только на формальную свободу и защиту от насилия, но также право на собственность, на возможность трудиться и на участие в доходах от государственного хозяйства, как утверждал Фихте в своей работе «Geschlossenen Handelsstaat» (1800). В 1987 основано Международное общество И. Г. Фихте.

Смотрите также:

  • Сентимент
    (Sentiment; фр.) — чувство. Сентиментальность — восприимчивость, ...
  • Детерминизм
    (Determinismus; от лат. determinare — «ограничивать») — учение о том, что все ...
  • Credo, quia absurdum
    (лат.) — верю именно потому, что это абсурдно, потому, что это ...
  • Хенгстенберг
    (Hengstenberg) Ханс-Эдуард — философ; р. 1.9.1904 (Хомберг, Сев. Рейн); ...