Форма

Форма

(Form) — означает прежде всего очертание, внешнюю фигуру (см. Гештальт), но также и внутреннее строение, структуру, определённый и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его «аморфного» материала (материи), содержания или содержимого. С этим различием связано философское понятие формы, играющее важную роль в логике, теории познания, онтологии, этике, эстетике, философии природы и истории (см. Формальный; Формализм; Морфология). Понятие «форма» употреблялось Платоном в том же смысле, что и понятие «идея», «эйдос», для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом изменчивых и индивидуальных явлений. Аристотель считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причём форма является как актуализирующим фактором, благодаря которому вещь становится действительной (causa formalis), так и целью процесса становления (causa finalis). Этот гилеморфизм был заимствован и развит в средние века и в новое время в особенности схоластическими системами.

Согласно Фоме Аквинскому, сущность и существование вещей возникают из формы, душа есть форма тела, чисто духовные субстанции суть отделённые от материи формы, а Бог есть чистая форма (actus purus). По мере того как философия нового времени отходила от объективного учения о бытии, изменялись место и значение понятия формы. Так, формы созерцания (пространство и время) и формы мышления (категории) у Канта означают уже не объективные свойства бытия, а необходимые условия опыта и познания, находящиеся в человеческом рассудке. В полемике с формалистической этикой Канта М. Шелер развил свою феноменологически обоснованную материальную ценностную этику (см. Этика ценностей). Морфологическое рассмотрение биологических, психологических и исторических феноменов приобретает все большее значение по сравнению с механистическим.

Смотрите также:
Гештальт
Формальный
Формализм
Морфология
Этика ценностей