Бессмертие

Бессмертие

(Unsterblichkeit, Athanasie, Immortalitat) — существование личности или души после смерти; в более широком смысле — слияние души с Богом или с «мировым духом»; и наконец, существование личности в сознании потомков. Вера в личное бессмертие возникает уже у примитивных народов, особенно под влиянием сновидений; поддерживается она в силу страха перед смертью и привязанности к жизни. В древних религиях душу «заставляли» переселяться (индусы, орфики, см. Метемпсихоз; Палингенез) или существовать в виде тени в Гадесе (греческая народная религия) или в шеоле, т. е. царстве теней, в аду (иудаизм).

Как философское понятие бессмертие впервые появилось у Платона, затем у Цицерона и др. Имеются следующие попытки доказательства бессмертия души, которые, правда, в логическом плане неполны и неоправданны научно:
1) метафизическое в духе Платона: движение тела, которое само из себя порождает движение, не имеет начала, а следовательно, и конца. «Раз то, что движет самое себя, есть не что иное, как душа, то, значит, душа не может возникать и должна быть бессмертной» (Платон. Федр);
2) онтологическое: бессмертие выводится из понимания души как простой нематериальной субстанции, которая как таковая не может быть разрушена (Декарт, Лейбниц);
3) теологическое: цель, с которой Бог вдохнул душу в личное существо, не может быть осуществлена в течение его жизни на земле;
4) историческое: подчёркивает всеобщность веры в бессмертие души;
5) специфически христианское: исходит из воскресения Христа и обещания вечной жизни после смерти;
6) вульгарно-моральное: жизнь после смерти есть требование восстановления справедливости; в этом мире поступки не получают справедливого вознаграждения, поэтому необходимо (хотя, согласно принципам этики ценностей, это совершенно излишне) вознаграждение или расплата, наказание за дела в жизни после смерти.

Подобным образом рассуждал Кант, выдвигая бессмертие как практический постулат. Против веры в личное бессмертие выступали Эпикур, Лукреций, Спиноза, Юм, Гегель, Шопенгауэр, Маркс. Ныне для ожидания бессмертия не остаётся ничего, кроме личной субъективной веры индивида, которая не нуждается ни в каком доказательстве и может исходить лишь из надежды на встречу с Абсолютом как на глубокое непосредственное переживание.

Смотрите также:
Метемпсихоз
Палингенез