Чешская философия

Чешская философия

(tschechische Philosophie). — Вследствие долгого господства схоластики и неосхоластики в Чехии не было самостоятельной философии вплоть до конца XVIII в. Такие исключения, как Я. А. Коменский (1592–1670) — известный теолог и педагог, лишь подтверждают правило.

Толчком к развитию чешской философии явились Гердер и немецкий идеализм (особенно Гегель и Гербарт). Натурфилософ А. Сметана (1814–1851) и историк Ф. Палацкий (1798–1876) были гегельянцами, так же как и отстраненный за это от службы пастор Ф. Клацель (1808–1882). Ф. Чупр (1821— 1882) был гербартианцем. Более известными гербар- тианцами были логик М. А. Дрбаль (1829–1885) и склонный к позитивизму Й. Дурдик (1837–1902). Занимавшийся эстетикой О. Гостинский (1847–1910) испытал влияние Рихарда Вагнера. Поворотом от немецкой философии к русской, а от неё опять к западному позитивизму чешская философия обязана Т. Масарику (1850–1937). Известным натурфилософом был биолог Э. Радл (1873–1942). К. Воровка (1879–1929) стремился объединить мистико-магический скептицизм с гностицизмом. К последним чешским философам современности, выросшим из классической традиции, принадлежали сторонник Шопенгауэра, иррационалист и исследователь Плотина О. Бречина (1868–1929), а также историк философии, позитивист, интерпретатор Масарика Й. Краль (р. 1882).

С конца Второй мировой войны чешская философия находилась под определяющим влиянием марксистского мышления, однако перед 1968 здесь наметилась некоторая самостоятельность ,главным образом в исследовании истории и в области теории науки, ничего конкретного об этом (за исключением работ феноменолога Я. Паточки, 1907–1978) на Западе не было известно.

Смотрите также:

  • Иоахим Флорский
    (Joachimus Florensis) — итальянский теолог, мистик и историк-метафизик; р ...
  • Мендельсон
    (Mendelssohn) Моисей — философ; p. 6.9.1729 (Дессау) — ум. 4.1.1786 (Берлин); ...
  • Включённость в Бытие
    (Insein) — согласно Хайдеггеру, «формальное экзистенциальное ...
  • Память
    (Gedachtnis) — способность сохранять восприятия и представления ...