Шведская философия

Шведская философия

(schwedische Philosophie). — Наиболее ярким этапом развития шведской философии является краткий период деятельности Декарта в Швеции (1650). В XVIII в. стала известной мистика Сведенборга (1688–1772), особенно благодаря критике Канта. Одновременно приобрели известное влияние философия Лейбница — Вольфа, немного меньше — Локка, а около 1800 — также и кантианство, в частности благодаря Боэтию (1751–1810). Борелиус (1823–1908) был гегельянцем. Определённое влияние оказывали также Фихте и Шеллинг. Классиком шведской философии и поныне считается Бострём (1797–1866), к которому примыкала многочисленнаяшкола, например Салин (1824–1917) и Лилъеквист (1865–1941). Норстрём (1856- 1916) стал известен своей философией культуры и религиозной философией.

На позициях платоновскокантианского трансцендентализма стоял Ларсон (1862–1944), Хегерстрём (1868–1939), находившийся сначала под влиянием Аристотеля и Канта, затем резко порвал с метафизической традицией. Будучи основателем упсальской школы, занимавшейся лингвистическим анализом и отрицавшей ценностный подход (Пален, Оксеншерна и др.), он стал авторитетом и для нынешней профессиональной шведской философии (Хедениус, Ведберг, Марк Вогау). В качестве выразителей шведской философии приобрели известность также писатели Гейер, Тегнер, Стриндберг. После Второй мировой войны в шведской философии возросло английское влияние; см. А. Нюман.

Смотрите также:
Нюман