Шопенгауэр

Шопенгауэр

(Schopenhauer) Артур — философ; p. 22.2.1788 (Данциг)—ум. 21.9.1860 (Франкфурт-на-Майне). После прерванной им педагогической деятельности в Берлине (с 1820) жил как ученый, не занимающий никакой общественной или государственной должности, во Франкфурте-на-Майне (с 1832). Его философия основывается на двух положениях: 1) мир — воля в себе; 2) мир — представление для меня (главное произведение «Мир как воля и представление» — «Die Welt als Wille und Vorstellung», 2 т. (1819–1844).

Всё, что существует для познания, т. е. весь этот мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, созерцание того, кто созерцает, — одним словом, представление. Следовательно, нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. Но этого познания, по Шопенгауэру, недостаточно. Мы спрашиваем, не есть ли мир нечто большее, нечто иное, чем представление, а если это так, то что он такое. В этой связи мы устанавливаем следующее: субъект познания, проявляющийся в качестве индивида, находит, что воля является его внутренней сущностью, исходя при этом из опыта своего тела. Тело дано как две совершенно различные сущности: как представление, как объект среди объектов, но в то же время и как то непосредственно знакомое каждому, что обозначается словом «воля». Следовательно, тело — объективация воли; воля — в-себе-бытиё тела.

Это познание — ключ к сущности всякого явления природы; все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что мы называем волей в нас. Воля есть вещь в себе. Дальнейшая рефлексия приводит к тому, что в качестве воли рассматривается и внутренняя сущность всех сил: силы, которая побуждает развиваться растение; силы, благодаря которой происходит кристаллизация; той силы, которая обращает магнит к Северному полюсу, которая в выборе родственного вещества проявляется как отталкивание и притяжение, разъединение и объединение; наконец, даже тяжесть, которая во всей материи действует с такой силой, что устремляет камень к земле, Землю — к Солнцу.

И только пространство и время есть то, посредством чего равное и единое в их сущности и понятии оказываются различными, оказываются множеством с параллельным или последовательным отношением частей; воля как вещь в себе лежит вне всякого времени и пространства, а также и вне каузальности: она не имеет основания и цели, она беспричинна и непознаваема; поскольку она представляется объективному познанию, обнаруживается, что во времени и пространстве она подчиняется принципу индивидуации (principium individuationis) и благодаря этому становится волей к жизни. Ступенями объективации воли — от наиболее всеобщих сил природы до деятельности человека — являются платоновские идеи. Объекты, определённые благодаря пространству и времени (представления), рассматривает наука, руководствующаяся принципом каузальности. Вследствие этого только гений искусства — благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии — способен познать вечную идею и выразить её в поэзии, изобразительном искусстве, музыке.

Музыка занимает совершенно особое высокое положение, так как она не только, подобно другим видам искусства, отражает идеи, но является непосредственной объективацией в нас мировой воли. Особое воздействие шопенгауэровская метафизика искусства оказала на Вагнера и Ницше. Воля всегда должна находиться в стремлении, ибо стремление — её единственная сущность, которой не ставится в конце никакой достижимой цели и которая при этом не способна ни к какому конечному удовлетворению, т. е. счастью. Со всей силой своего красноречия Шопенгауэр изображает жизненные страдания во всех их формах и действиях, страдания, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни, что, в конце концов, означает снятие принципа индивидуации, переход в небытие (нирвана). Это уничтожение вытекает из изучения принципа индивидуации, из нового познания себя в чуждых явлениях, и имеет своим следствием справедливость и сострадание. Сострадание является фундаментом морали. Чувство сострадания относится не только к человеку, но, что особенно подчёркивает Шопенгауэр, равным образом и к животным.

Смотрите также:

  • Влечение
    (Trieb) — телесно-духовная «сила», чувство потребности, пытающееся ...
  • Неправедность (лживость, самообман)
    (Unwahrhaftigkeit) — понятие экзистенциальной философии Сартра (фр. mauvaise ...
  • Материализм
    (Materialismus) — воззрение, которое видит основу и субстанцию всей ...
  • Мегарики
    (Megariker; мегарская философская школа) — так в греческой философии ...