Экзистенцфилософия

Экзистенцфилософия

(экзистенциализм) (Existenzphilosophie [Existentialismus]). — Прежде всего можно провести различие между двумя основными формами так называемой «экзистенцфилософии»: экзистенцфилософией, предполагающей существование (Existenz) Бога, представленной Г. Марселем, Ф. Эбнером и др., и преобладающей экзистенцфилософией, которая не исходит из существования Бога. Последняя является в трёх различных формах:

1) экзистенциальная онтология Хайдеггера («Sein und Zeit», 1927), основной вопрос которой — о смысле бытия.

2) Экзистенциальное озарение К. Ясперса («Philosophie», 1932), который отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает своё внимание на прояснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к (божественной) трансценденции. 

3) Экзистенциализм Ж. П. Сартра, который впервые ввёл это наименование как термин («L’etre et le neant», 1943).

В сартровском экзистенциализме осуществлено самостоятельное преобразование взглядов Хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику. Исходным пунктом экзистенцфилософии является философия Кьеркегора, которая (в качестве протеста против гегелевского панлогизма) отделяет человека от всякой обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий) и ставит его перед таким же изолированным Богом, перед которым он предстаёт «со страхом и трепетом».

Экзистенцфилософия возникла после Первой мировой войны в Германии; понятие экзистенцфилософии введено Ф. Хейнеманом, который характеризует этим современную философию, понятую как попытка преодоления антитетических принципов рационального мышления и жизни. Карл Ясперс («Die geistige Situation der Zeit», 1931) употребляет его для обозначения мышления, использующего любое знание дела, но превосходящего эту осведомлённость, благодаря чему человек может становиться самим собою; наиболее сильное выражение придал ему Мартин Хайдеггер. Для философской ситуации того времени, когда возникла экзистенцфилософия, характерно отступление на задний план методологически-теоретико-познавательной проблематики (Дильтей), обращение к объекту (Гуссерль), обновление метафизики (Н. Гартман) и идея философской антропологии (Шелер). Одиночество человека перед Богом, признанное Кьеркегором (см. Диалектическая теология), превратилось в экзистенцфилософии в одиночество человека перед ничто; отсюда возникает основное состояние страха, которое, однако, одно только и может открыть человеку бытие, привести его к самостному бытию и к свободе. Поэтому этот страх нужно сознательно взять на себя и переносить его (см. Решимость). «Экзистенция означает то самое внутреннее ядро человека, которое остаётся ещё нетронутым даже тогда — и вообще только тогда правильно познаётся, — когда человек теряет все, чем он может владеть в этом мире и к чему может быть сердечно привязан, или когда все это оказывается иллюзорным » (О. F. Bollnow. Das Problem einer Uberwindung des Existentialismus // «Universitas», VIII, 1953).

Экзистенцфилософия антирационалистична. Она считает рассудок непригодным инструментом для исследования истины и приписывает ценность процессу познания только в том случае, если его можно рассматривать как естественный образ действий всей личности в целом (см. Озабоченность), но не как функцию одних только духовных сил. Неизуродованный, связанный своей повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т. е. он мыслит не абстрактно, спекулятивно, систематически (см. также Мышление ситуативное). Экзистенциальное мышление — это такое мышление, в котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами. Только такому «мыслителю» (см. Установка) открывается истина, существенное в вещах. Рассудок по своей природе и по своей истории слеп к ценностям, но именно ценности являются тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь. Экзистенцфилософия — это попытка наметить способ изначального экзистенциального мышления и представить его результаты «в ту эпоху, которая не выносит больше картезианской дистанции между cogitare и esse (мышлением и бытием; см. cogito, ergo sum) и которая достаточно последовательна для того, чтобы чувствовать недостаточность жизненного порыва» (О. Veit. Soziologie der Freiheit, 1957).

Основной принцип человеческого существования — это быть-в-мире, причём «мир» — это трудовой мир (Werkwelt), мир вещей, которые являются предметами заботы, совокупность орудий, причём «быть» значит то же, что «быть-при», «жить-при», «быть посвящённым в». Бытиё-в-мире — это экзистенциал существования, но, кроме того, и трансценденция (по Хайдеггеру, «выход за пределы») существования в этом мире, следовательно, остающаяся имманентной трансценденция. Существование «выходит в мир» (weltet). Благодаря основному принципу существования снимается противопоставление субъекта и объекта (см. Познание); только теоретически изолированное «сознание» становится вторичным, источником этого противопоставления. Эти открытия являются вообще самыми замечательными и богатыми по своим последствиям достижениями экзистенцфилософии. Уже феноменология сделала сознание непсихической данностью, просто исходным пунктом интенциональности (см. Интенция).

Экзистенцфилософия учит, что интенциональность существования коренится в трансценденции существования, в его «бытии-при» мире. Следовательно, преодолевается не только понятие сознания, но и «лишённость мира» субъекта, оторванность субъекта от мира. Для экзистенцфилософии мир — то же самое, что совместный мир (Mitwelt); «другие» всегда уже существуют вместе со мной, и их не нужно предварительно познавать: существование есть совместное бытие — Mitsein (см. также Коммуникация). Существование — «всегда моё», это моё владение и моя ноша, оно заброшено в своё «здесь», в своё всегда-уже-быть-в-мире, ему свойственна заброшенность оно необходимо именно таким, каково оно есть. Существование имеет возможность, а вместе с тем и свободу усвоить себе фактичность и благодаря понимающему постижению этой свободы стать «подлинным» существованием или же закрыть глаза на свою фактичность и не найти самого себя. Подлинное существование есть существование в качестве экзистенции.

Речь всегда идёт о его собственной возможности бытия (Seinkonnen), оно направлено в будущее и постоянно отталкивается от настоящего: характеристика бытия, «быть-устремлённым-вперед» — это и есть экзистенциальность в подлинном смысле. Фактичность, возлагание на себя ответственности за собственное существование, открывается каждому человеку благодаря состоянию существования и благодаря пониманию; основное состояние — страх, основная структура самого существования — забота, «бытиё-при» есть озабоченность, совместное бытие с другими — это попечение. Неизбежные моменты существования, как правило, скрываются за болтовнёй безличного Man (см.Man); благодаря Man недооценивается также смерть, одна из пограничных ситуаций, в то время как в действительности она даёт единственную возможность существованию понять себя как целое, как завершённое и неизменное. Ставить-себя-пред-лицо-смерти — это бессознательное, длительное действие существующего человека, быть-устремлённым-вперёд — это, в сущности, «забегание в смерть», которым экзистенция раскрывается как бытие, идущее к смерти. В смерти становящееся целостностью существование приходит к самому себе, она и есть будущее, из которого вытекает временность (а также историчность) и конечность существования. Согласно Ясперсу, подлинному самостному бытию способствует ещё в-себе-бытие (см. Познание), соединяющее его с охватывающим, трансценденцией, которая обнаруживается посредством шифрописьма (шифра).

Основное различие между Хайдеггером и Ясперсом заключается в том, что Ясперс обращается к людям с «призывом», чтобы они позаботились о подлинном существовании, в то время как ранний Хайдеггер, исходя из существования, стремится дать обнаружиться бытию и открыть его смысл. Экзистенцфилософия Хайдеггера, в сущности, является фундаментальной онтологией. Понимание Сартром сознания, других (людей), свободы, ничто и смерти резко отличается от понимания обоих немецких философов; новым во французской экзистенцфилософии является понятие экзистенциального психоанализа и неискренности, или неправедности (mauvaise foi). Экзистенцфилософия Марселя — христианская, близкая к экзистенцфилософии Ясперса. Экзистенцфилософия — философия суровая и трезвая; в центре её исследований стоит человек, ставший вследствие опыта двух мировых войн реалистичным, враждебным идеологии; человек, который ставит перед собой единственную задачу — внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы, сил которого хватает только на то, чтобы существовать. «С исторической точки зрения экзистенцфилософия является началом философии, которая в качестве последнего безусловного ставит в центр философствования человека с его действительными задачами и трудностями. С систематической точки зрения экзистенциализм является сохраняющимся членом такой философии, которая в напряжённом отношении к целому поддерживает длительное беспокойство. Но экзистенцфилософия никогда не сможет стать сама целым философии.

Не существует чистой экзистенцфилософии. Там, где она долго удерживается как целое, она вырождается в позицию упрямой жестокости, которая, абстрагировавшись от мира, вращается в самой себе, будучи не способной постигнуть реальность вне человека в её собственной сущности и выполнить в ней его задачу».

Смотрите также:
Диалектическая теология
Решимость
Озабоченность
Мышление ситуативное
Установка
Познание
Интенция
Коммуникация
Познание