Экхарт

Экхарт

(Eckhart) Иоганн («Майстер Экхарт») — немецкий мистик; р. ок. 1260 (Хохгейм, близ Готы) — ум. осенью 1327 (Кёльн); доминиканец; 1303— 1311 — провинциальный приор ордена в Саксонии, с 1311 — профессор в Париже, с 1313 — в Страсбурге и с 1320 — учитель чтения в Кёльне. По настоянию францисканцев 28 тезисов Экхарта были осуждены после его смерти папской буллой. Экхарт опирается на учение Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Схоласт по складу мышления, он по своему мистическому мироощущению тесно связан с предшествовавшими ему немецкими мистиками. Вера, с его точки зрения, должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое.

Высшей силой души является разум, который Экхарт называет искрой, крепостью души, synteresis (греч. — «сохранение», т. е. сохранение естественного чувства добра, несмотря на грехопадение). Благороднейшая деятельность души есть познание, материал для которого доставляют чувства; из этого материала «общее чувство» («Gemeinsinn») формирует восприятия. На основе восприятий рассудок образует понятия. Разум, посредством которого мы «слышим» волю Божью, — волю и память, Экхарт соотносит с Сыном, Духом и Отцом (Троица). Деятельность разума есть деяние Божие внутри нас. Душа стоит между Богом и творением (Kreatur). Бог есть чистое бытие, первоединство. Сущность Бога состоит из идей. Он творит вещи из Ничто по образцу идей. Цель жизни — в познании Бога и возвращении к Богу, эту возможность дает добродетельная жизнь, аскетизм («отрешённость » от всего тварного) и прежде всего добрые дела среди ближних; пассивного созерцания недостаточно. Благодаря милости Божией может быть достигнуто мистическое единение с Богом (см. Unio mystica).

Смотрите также:
Unio mystica