Этика

Этика

(Ethik; от греч. ta ethika — «учение о нравственности» [Аристотеля]) — «практическая» философия, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Для кантовской этики ответ на этот вопрос дан благодаря категорическому императиву; Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. Она воспитывает человека к исполнению его призвания завершать мир путём надстраивания к царству существующего царства того, что должно быть, но это, правда, во многих случаях кажется утопичным. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью (см. Ценность), ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности нужно искать как в соответствующей ситуации, так и в личности. Этика способствует пробуждению ценностного сознания.

В жизни, которую вынужден вести современный человек, этическое рассмотрение и этическое сознание с трудом находят себе место. Современный человек отуплён и постоянно спешит. Этическому человеку, напротив, доступно понимание ценности, он мудрец (sapiens; лат. — пробующий на вкус), обладающий тонким вкусом, тонким органом для восприятия ценностной полноты жизни. Недифференцированное ценностное сознание оказывается для каждого человека функцией его воли, так как воля может быть действенной, только будучи направленной на ценность. Этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или же этическому чувству, сами собой располагаются в иерархический порядок, в своего рода «пирамиду» ценностей, базис которой образуют бессознательно осуществляемые витальные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т. д.), а на вершине которой располагается высшая мыслимая ценность.

Этические ценности — это ценности убеждения и устремлённого нравственного поведения. Всякая этическая ценность, познанная как таковая, направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления (см. Побуждающая способность). Имеет место не переоценка ценностей, а лишь смена ценностей в ценностном сознании: «узость» ценностного сознания имеет своим следствием то, что одновременно может быть воспринято лишь ограниченное число ценностей, ограниченная область царства ценностей. Требования человеческого существования приводят к тому, что порог ценностного сознания постоянно перешагивают новые ценности, а другие выпадают из него. То, что сто лет тому назад было высоконравственным, сегодня может быть безнравственным. У каждого человека есть собственная «пирамида» ценностей. «Пирамиды» ценностей, основой которых является принадлежность к какому-нибудь народу (как языковой и мыслительной общности), имеют общее ядро, содержащее ценности, осуществление которых требуется от каждого и у каждого предполагается. Группа ценностей, объединённых в этом ядре, составляет добрые, хорошие нравы, действующую мораль.

Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь; например, честность не только признавать как добродетель, но последовательно практиковать её. В ситуациях повседневной жизни человек обычно выбирает между многими ценностями (см. Ситуация). возможность выбора, т. е. свободу. Согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует более высокой меры этической энергии (например, самоотверженность). Требуемая затрата энергии свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида) более высокая по рангу, чем другие ценности, из которых он может выбирать. Осуществление ценностей, признаваемых в зависимости от обстоятельств наиболее высокими познаваемыми ценностями, является добром; осуществление какой-либо более низко стоящей ценности — злом. В царстве этически значимых ценностей различаются:

1) основные присущие человеку ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все другие этические ценности: ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремлённости;
2) добродетели: справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность и смирение, ценности общения с другими (см. Кардинальные добродетели);
3) более частные этические ценности: любовь к чужим людям, способность дарить другим своё духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности.

Каждую из этих ценностей можно дифференцировать далее. В зависимости от её обоснования этика является гетерономной (внешний источник закона: нравственный закон даётся Богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человек создаёт себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принцип нравственного поведения; см. Императив) или материальной (устанавливающей нравственные ценности; см. Этика ценностей), абсолютной (если она рассматривает значимость этических ценностей независимо от степени их осознания) или относительной (если она рассматривает ценности как функцию соответствующей целенаправленной деятельности этика является эвдемонистской, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской.

В современной европейской философии преобладают три основных типа этических систем: этика ценностей (приведённая выше в качестве примера), социальный эвдемонизм и христианская этика, основывающаяся на положении о неизменной сущности и целесообразном порядке всего существующего и признающая в этом божественную заповедь. Этика, основанная просто на позитивных заповедях, была бы в лучшем случае моральной теологией, но не философской этикой.

Смотрите также:
Ценность
Ситуация
Кардинальные добродетели
Императив
Этика ценностей