Юм

Юм

(Hume) Дэвид — шотландский дипломат, историк и философ; р. 7.5.1711 (Эдинбург) — ум. 25.8.1776 (там же); наиболее выдающийся философ английского Просвещения. Согласно учению Юма, творческая сила мышления не простирается дальше возможности связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом; таким образом возникают все идеи, в том числе, например, идея Бога: рассудок получает её, ставя человеческие качества мудрости и доброты вне всех границ. Связывание идей может совершаться с помощью одной только деятельности мышления, оно независимо от существования того, что под этим подразумевается. Напротив, причины и следствия, относящиеся к фактам, не могут быть открыты одним разумом, но открываются только путём опыта.

Основой причинного познания является не разум или априорная способность, а только повторяющийся опыт того же рода, что и ставшая самостоятельной привычка мышления, которая в конечном счёте существует как закон причинности, причём этому помогает своего рода инстинкт причинности. Следовательно, высшая цель человеческого познания может состоять только в том, чтобы собирать воедино эмпирически найденные причины естественных явлений и подчинять многообразие особенных следствий небольшому числу общих, больше ни к чему не сводимых причин. При этом закон причинности имеет силу только внутри сферы опыта, и заключение от эмпирических данных к трансцендентному (например, к Богу или бессмертию) совершенно недопустимо. Религиозные «истины» никогда не могут быть познаны, в них можно только верить, но они с психологической необходимостью возникают из потребности чувства.

Понятие субстанции Юм исследует так же критически, как и понятие причины. Субстанция — это лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения и получивших особое название; причём здесь опять-таки помогает своего рода инстинкт субстанции. Душа, т. е. Я, тоже не субстанция, а пучок постоянно меняющихся представлений и чувств. В этике Юм детерминист: все наши поступки определены, по его мнению, нашим предрасположением и естественны. Одно лишь мышление, чистый разум не порождает никаких поступков. Разум учит только об истинном и ложном, естественном и испорченном; деятельность вытекает из склонностей и страстей. Юм всегда твёрдо верил в то, что справедливость и миролюбие в конечном счёте победят насилие и произвол. Юм является не «скептиком» в обычном смысле этого слова, а антирационалистическим реалистом, строящим своё учение на биологическо-антропологической основе, что является главной чертой его классических исторических произведений, в особенности «Истории Англии» со времени захвата её Цезарем.

Смотрите также:

  • Просвещение
    (Aufklarung) — движение в области культурной и духовной жизни, ...
  • Ван Янмин
    (Wang Yang-ming) — китайский философ; р. 15.10.1472 (Чжэцзян) — ум. 9.1.1529 ...
  • Омассовление
    (Vermassung) — современные формы образования масс; в отличие ...
  • Реализм
    (Realismus; лат.) — точка зрения реальности; реализм утверждает ...