Язык

Язык

(Sprache) — наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа. Язык развился из естественных звуков. Уже каждый крик — своего рода язык. Человек трудился над совершенствованием этого важного, хотя ещё и весьма примитивного средства общения, стремясь придать крику некую форму. Крик при этом распадался на свои составные части; так появился ряд звуков, которые сначала являлись только особыми звуковыми оттенками крика. Звуки обособлялись от крика, опять срастались в звуковые образования и превращались, таким образом, в основы слов, при этом пантомимический характер звуков играл решающую роль. Такой звуковой комплекс, как, например, «хо», мог уже столь отчётливо отличаться от других звуковых комплексов («ха», «хе» и т. д.), что возникала привычка связывать его с наличием или появлением какого-то определённого предмета.

Поэтому, когда появлялся указанный предмет, появлялся как бы сам по себе и в одной и той же форме этот звуковой комплекс. Данный процесс обратим: восприятие звукового комплекса влечёт за собой возникновение представления о предмете. Звуковой комплекс превращается в магическое слово, обладающее способностью совершать колдовство с предметом (в мышлении первобытных народов представление и реальность весьма и весьма слабо различаются). Язык ещё и сегодня рассматривается в некоторых случаях как обладающий магической силой («заговаривание», заклинания, молитвы и т. д.). Под каждым словом, которое я произношу, я что-то подразумеваю. Слово находится между сознанием и мыслимым предметом. Оно участвует в бытии обоих. Оно отделяет их друг от друга, давая мне тем самым возможность отличать возникающее благодаря слову представление от предмета. Без него представление не могло бы возникнуть ни у меня, ни у другого. Но слово также и связывает предмет и сознание. Без слова представление не могло бы становиться знаком того, что мыслится. В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление.

Благодаря языку вся переживаемая действительность и само мышление могут становиться предметом исследования, они могут объективироваться и передаваться другим. Язык, даже объективный дух, воплощает в себе личный дух. «Дух скрыт в слове» (Гёльдерлин). Но так как наше мышление может быть познано нами только в языковой оболочке и форме, то мир микрокосмоса постигается нами в соответствии со способом бытия нашего языка: мир превращается нами в язык другого рода. Каждый предмет становится носителем некоторой сущности, которую мы можем познать. Поскольку воспринимаемый органом слуха звук, а также движение рук и мимика что-то для нас значат, постольку и весь мир имеет для нас значение. Язык в равной мере делает дух телесным и одухотворяет действительность. Слово — сосуд для нашего духа, из которого мы выплёскиваем его на весь мир, осмысливая таким образом последний. Благодаря слову предмет становится доступным духу и превращается в нечто такое, что дано нашему познанию. Слово — произносимая сущность предмета. Благодаря выражающему сущность предмета слову предмет привлекает к себе внимание и говорит нам, что он собственно есть. По мере того как предметы начинают участвовать в этом процессе общения, придающее смысл сознание, с помощью языка воздействуя на них, фактически приспосабливается к ним. Сознание движется по миру в повозке языка и возвращается обогащённым к себе самому; см. Рефлексия.

В языке можно выделить три функции (К. Бюлер): выражения (обнаружения), воздействия (с помощью призыва, сообщения и т. д.), отнесённости к вещи (называние, ориентирование, изображение). Говорящий всегда что-то выражает, обращается ли он к себе (интроекция) или к тем, с кем он говорит. Эта отнесённость к другому (в качестве воздействия) является уже вторжением в сферу свободы, она есть «действие». Высказываются не просто предложения, а просьбы, жалобы, вопросы, сообщения, поучения, поощрения, угрозы, приказания. При этом речь большей частью идёт о вещном, которое образует содержание (в узком смысле) высказываемого. Центром тяжести речи может быть как демонстрация (например, какое-либо объяснение), так и воздействие или нечто вещественное; однако вместе с фиксированием какого- либо положения вещей должен также указываться путь для действия, должна открываться часть поля действия, а также твёрдо устанавливаться цель этого действия. Во всех случаях «само высказывание есть часть жизни» (Амман).

История всякого языка отражает социальную историю его народа. Корневые слова языка показывают, какие предметы были самыми важными для народа в период формирования языка. Словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис — как думает (см. Сфера мышления). Язык наиболее точно характеризует народ, ибо является объективным духом. Характерным, например, является тот факт, что у бедуинов имеется множество слов для обозначения верблюда, в зависимости от условий, в которых он фигурирует в их жизни, а восточноафриканские охотники имеют множество слов для выражения различных оттенков коричневого цвета и только одно — для выражения каждого из всех остальных цветов. И если в славянских языках вспомогательный глагол «есть» играет значительно меньшую роль, чем, например, в романских и германских, то это говорит лишь о том, что проблема существования, и в первую очередь проблема выражения бытия, у славян не стоит с такой остротой, как у романских и германских. В языке запечатлевается, находит выражение та или иная сфера жизни; она возникает перед глазами слушателя, которого язык благодаря этой особенности отсылает к определённым её моментам, к определённой области опыта, переживаний (слово «море» значит для рыбака нечто иное, чем для приехавшего на курорт). Следовательно, каждое воспринимаемое слово должно интерпретироваться, чтобы иметь возможность быть понятым в том же смысле, какой подразумевается говорящим. Но правильная интерпретация возможна только тогда, когда сфера мышления говорящего известна, по крайней мере со стороны её структуры. Понимание чужого языка связано с тем же самым, но только более сложным процессом интерпретации.

Язык непосредственно связан с народом. Благодаря языковому родству можно установить, что отдельные группы народа составляют одно целое, реконструировать перемещения тех или иных народов, выявить образование семей языков. См. Языка философия, а также Письмо.

Смотрите также:
Рефлексия
Сфера мышления
Языка философия
Письмо