Якоби

Якоби

(Jacobi) Фридрих Генрих — философ; p. 25.1.1743 (Дюссельдорф) — ум. 10.3.1819 (Мюнхен); будучи сначала купцом, он занимался одновременно и писательской деятельностью. Живя в своем имении в Пемпельфорте, близ Дюссельдорфа, он написал, отчасти под влиянием Гёте, два философских романа, которые в какой-то мере предвосхищали «Вильгельма Мейстера»: «Из писем Эдуарда Альвиля» («Allwills Briefsammlung»), 1775–1776, и «Вольдемар» («Woldemar»), 1779. В молодости Якоби был дружен с Лессингом и Гёте; с 1807 по 1813 — президент Баварской академии наук в Мюнхене. Большую сенсацию произвело его произведение «Uber die Lehre des Spinoza, in Briefen an Moses Mendelssohn» (1785); в нем Якоби сообщает о том, что Лессинг признает себя сторонником спинозизма и объявляет атеизм, как и всякую рассудочную философию, следствием спинозизма, в то время как истинная философия, по его мнению, основывается на чувстве и вере и начинается только там, где кончается спинозизм. В этом смысле для Якоби характерен афоризм: «Язычники — с рассудком, христиане — с чувством».

С Юмом и Кантом он полемизировал в работе «David Hume liber den Glauben oder Idealismus und Realismus» (1787). В этом произведении он развивает свою философию веры: «Высшие принципы, на которые опираются все доказательства, — это незамаскированные, голые притязания на власть, которым мы верим как чувству нашего существования». С Фихте он полемизировал в своей работе «Sendschreiben an Fichte» (1799), с Шеллингом — в работе «Von gottlichen Dingen» [«О божественных вещах»] (1811). Якоби был философским учителем романтиков и провозвестником современного индивидуализма. Он выводил философию людей из их поступков. Не только все личности, но и все вещи существуют «в жизни», которая есть «Бог». У Якоби можно найти зачатки как философии жизни, так и экзистенциализма.

Смотрите также:

  • Шоттлендер
    (Schottlaender) Рудольф — философ; p. 5.8.1900 (Берлин) — ум. 4.1.1988 (там же); ...
  • Гаусс
    (Gauss) Герман — исследователь платонизма; р. 4.5.1902 (Листаль, ...
  • Post hос
    (лат.) — после этого; post hoc, ergo propter hoc — после этого, значит, ...
  • Аналогия
    (Analogie; от греч. analogon — «по отношению») — подобие, равенство ...