Японская философия

Японская философия

(japanische Philosophie). — В то время как само островное государство сохраняло свою самостоятельность внутри большого китайского культурного ареала, японская философия развивалась под влиянием китайской философии вплоть до XIX в., когда формируются связи с европейской культурой. Вместе с тем в стране были предпосылки для того, чтобы по-своему развивать заимствованные из Китая буддизм и конфуцианство.

Буддизм проник в Японию из Китая через Корею в первой половине VI в. Он рассматривался существовавшей тогда императорской властью как полезный в деле государственного объединения и, опираясь на поддержку государства в борьбе с уклоняющимися от него вероисповеданиями различных оттенков, получил всеобщее распространение. Благодаря этому старый буддизм приобрёл в значительной степени характер государственной религии. Первым, кто правильно воспринял буддизм и способствовал его популяризации, был принц Сётоку (574–622); основателями буддийской философии являются Сайке (767–822) и Кукай (774–835). Разъясняя свою позицию, которая считается в Японии древнейшим философским толкованием буддизма, Сайке высказал мысль, что все люди в одинаковой мере вправе рассчитывать на милость Будды. Отправляясь от этой точки зрения, его школа разрабатывала социальную проблематику, что является новой фазой в развитии буддизма. Кукай усматривал основу буддийской философии в пантеизме; по его мнению, все есть проявление сущности космоса (откровение Вайрочаны, космической ипостаси Будды).

Так возникли два направления в философии: мистическое и мироутверждающее. Пантеистическая мысль о необходимости все утверждать и всем овладевать является древнейшим философским выражением типичной для японской культуры установки: вбирать в себя и дальше развивать различные элементы других культур. Распад старого государства и возникновение феодального общества привели буддийскую философию к новому этапу её развития. Народ воспринимал государственную раздробленность как конец времён. Средневековый буддизм встал теперь перед подлинно религиозным вопросом: как каждый мог спасти самого себя.

Сформировались два направления, предлагавших своё решение этого вопроса:

1) Необходимо всецело положиться на милость Будды. Так считал Синран (1173–1262), основатель буддизма как религии спасения. Ставя вопрос, почему спасается только добрые люди, а не злые, он парадоксальным образом отвечает, что именно вследствие этого из-за своего греховного сознания злой в большей мере вверяет себя Будде, чем добрый. 

2) Следует интенсивно заняться аскезой в духе дзен. По мнению Догэна (1200–1253), обращенная внутрь себя практика дзен равнозначна спасению. Новое время в Японии началось с реформирования феодализма с помощью сильной политической власти в период так называемой династии сегунов (основана в 1600).

Чтобы воспрепятствовать активной деятельности иезуитов, правительство закрыло страну для чужеземцев (за исключением китайских и голландских купцов). С внутриполитической точки зрения данный период был поэтому самым мирным, тем более что народ жил в условиях строгих сословных порядков. Конфуцианство как учение о внутренней нравственной природе человека обладало наиболее подходящей для этого времени совокупностью идей. И хотя буддисты уже давно привлекали классиков конфуцианства к процессу образования (просвещения), теперь конфуцианство утверждает свою легитимность, нападая на «внемирской» характер буддизма. Высших достижений конфуцианская философия достигла в школе Когаку (Ямага Соко, 1622–1685; Ито Дэнисай, 1627–1705). В их учении о морали главной была мысль о честности по отношению к другим. В понимании школы Мито преданность слуг и послушание родителям тождественны, поскольку им присуще значение честности.

С последней трети XIX в., когда Япония начинает своё движение к современному государству, здесь исходя из различных социальных оснований воспринимают многообразные учения европейской философии, например английский утилитаризм, социал-дарвинизм Спенсера и идеи французского Просвещения. На рубеже веков господствующую роль стал играть немецкий идеализм. Нисида Китаро (1870–1945) пытался разработать логику в духе укоренившегося отношения к западной философии (его книга «Die intelligible Welt» переведена Р. Шинцингером и издана в 1943). После Второй мировой войны повышенный интерес современной японской философии к европейскому мышлению выражается и в том, что основные произведения ведущих западных философов (например, К. Ясперса, О. Ф. Больнова и др.) переводятся на японский язык.

Смотрите также: