Ясперс

Ясперс

(Jaspers) Карл — философ; р. 23.2.1883 (Ольденбург) — ум. 26.2.1969 (Базель); в 1916–1921 — ассистент и профессор психиатрии в Гейдельберге; в 1921–1937 и с 1945 — профессор философии там же, с 1948 — в Базеле. Будучи сначала психиатром, он в своём главном научном труде («Allgemeine Psychopathologie», 1913, 1959; рус. пер.: Общая психопатология, 1997) благодаря разработанной им методологической систематике ввёл психиатрию, пребывавшую в клиническом эмпирическом состоянии, в сферу практики научного исследования. Теории всерьёз воспринимаются как теории лишь до границ их содержательного соприкосновения с реальностью. Само же целое, человек уклоняется от их вмешательства.

Психология Ясперса («Psychologie der Weltanschauungen, 1919, 1971; «Strindberg und van Gogh», 1922, 1949 (pyc. пер.: Стриндберг и Ван Гог, 1999) в широком плане представляет собой раскрытие экзистенции. Она возвышается над эмпирическим установлением фактов, давая системное изображение возможностей души и непосредственно обращаясь к человеческой свободе. Философия Ясперса восприняла в себя решающие содержательные стороны взглядов Канта и Кьеркегора. Но в ней идёт речь не о том, как мыслили великие философы, а о том, чтобы через них и выражаемые ими идеи установить истоки философствования нашего времени. История философии, горизонтом которой является универсальная история философии, не исчерпывается историей, она есть по существу практика усвоения («Мах Weber», 1932, 1958; «Nietzsche», 1936, 1950; «Descartes», 1937, 1956; «Nietzsche und das Christentum», 1947, 1963 (рус. пер.: Ницше и христианство, 1994); «Leonardo als Philosoph», 1953; «Schelling», 1955; «Die groBen Philosophen», 1957, 1959; «Nikolaus Cusanus», 1964). Всю область философии Ясперса («Philosophie», 3 Bde., 1932; 1956; «Einfuhrung in die Philosophie», 1950, 1961 (рус. пер.: Введение в философию, 2000); «Rechenschaft und Ausblick. Reden und Aufsatze», 1951, 1958; «Philosophie und Welt. Reden und Aufsatze», 1958, 1964) можно ограничить пятью основными вопросами:
1) Что такое наука? 2) Как возможна коммуникация? 3) Каким образом нам становится доступной истина? 4) Что такое человек? 5) Как осознаётся трансценденция?

Первый вопрос приводит к чёткому разделению философии и науки. Оно не позволяет смешивать мышление, устремлённое к целому, и мышление, которое исходя из определённых предпосылок движется в сфере частного и отличается методичностью, непреложностью и общезначимостью. Для науки важно то, что она в качестве предметного познания неуклонно устремляется в открытый космос познаваемого, хотя и в ущерб самопознанию. Для философии имеет значение то, что она, руководствуясь философской верой, неотступно пребывает в поисках этого самопознания, жертвуя непреложностью ответов в смысле предметного познания («Die Idee der Universitat», 1923, 1946, 1961).

Второй вопрос исходит из того положения, что отдельный человек, пребывая в одиночестве, не может стать человеком. «Собственное бытие действительно лишь в коммуникации с собственным бытием другого». Основным условием коммуникации является свобода, которая в индивидуальном плане воплощается в принятии решения, а в политическом плане («Die geistige Situation der Zeit», 1931, 1960 (рус. пер.: Духовная ситуация времени, 1988, 1991); «Die Atombombe und die Zukunft des Menschen», 1958,1960; «Lebensfragen der deutschen Politik», 1963) гарантируется государственным устройством и реализуется в нашей практике. Мышление и деятельность обретают свидетельство своей истинности лишь через коммуникацию. «Истинно то, что соединяет». Проблема истины («Vemunft und Existenz», 1935, 1960; «Existenzphilosophie», 1938, 1964; «Von der Wahrheit», 1947, 1958; «Vemunft und Widervemunft in unserer Zeit», 1950, 1952) исходит из факта разделения субъекта и объекта. В этом разделении то, что становится предметом, выступает из основы бытия как сущее. Но ни отдельное сущее, ни тотальность сущего не есть само бытие. Последнее есть то, что пребывает за всеми явлениями и что нельзя установить как постоянно ускользающий от нас горизонт, который Ясперс называет «объемлющим».

Оно не может быть познано предметно, а только философски высветлено (прояснено), что осуществляется соответствующим способом трансцендирования. Методологически этот процесс раскрывается в открытой онтологической систематике, когда через «вмысливание» объемлющее выступает как то, в чем мы пребываем (мир, трансценденция), и то, чем мы являемся (наличное бытие, сознание вообще, дух). Экзистенция есть существующая в нас основа, разум — связь пяти указанных способов (образов) объемлющего. Подобно тому как бытие нечто большее, чем тотальность сущего, бытиё человека больше, чем совокупность способов его исторического существования («Vom Ursprung und Ziel der Geschichte», 1949, 1963 (рус. пер.: Истоки истории и её цель, 1987, 1991).

Человек больше, чем он знает. Как наличное бытие (тут-бытие) он живёт в мире, как сознание вообще он исследует сферу предметного, как дух он разрабатывает идеи целого в рамках бытия-в-мире. Как возможная экзистенция он с полной открытостью относится к трансценденции. Философское мышление постоянно «кружит» вокруг трансценденции, но в отличие от религии не объективирует её. По Ясперсу, философия есть нечто существенно иное, чем религия, и поэтому постоянно даёт ей наставления («Der philosophische Glaube», 1948, 1955 (рус. пер.: Философская вера, 1987, 1991); «Die Frage der Entmythologisierung», 1954; «Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung», 1962, 1964). Ha проблеме непознаваемости трансценденции неизбежно терпит крушение всякое познающее мышление. Трансценденция «снаружи». Но в экзистенции чувствуется наличие «словно бы световой нити», связывающей с ней все сущее. Таким образом, трансценденция имманентна, но не как постижимая конечность, а как ускользающий, безгранично многозначный шифр. Философии Ясперса недостаточно быть мышлением. В условиях всякой пространственной открытости и просветлённости экзистенции она хотела бы стать зовом, обращённым к мышлению, которое в то же время является и практикой. И через эту его завершённость человек узнает, к чему стремится философия: к подъёму души. Представляется, что на такую практику и рассчитывает Ясперс в своих политических заботах и высказываниях («Hoffnung und Sorge», 1965).

Смотрите также:

  • Вольнодумец
    (Freidenker) — понятие, относящееся к духовной или религиозной ...
  • «Федон»
    («Phaidon») — название одного из сочинений Платона, в котором ...
  • Маймонид
    (Maimonides) (рабби Моисей бен Маймон) — еврейский врач, философ ...
  • Дьюи
    (Dewey) Джон — американский философ; p. 20.10.1859 (Берлингтон, ...