Wesen

Wesen

(нем.; греч. usia, лат. essentia) — 1) существо, отдельная вещь, предмет, особенно живой или мыслимый живым; 2) сущее, свойство, «природа», «особенное бытие», определённое бытие (см. Наличное бытие) вещи; 3) сущность, действительное, существенное, «собственное бытие» в противоположность явлению; 4) сущность, всеобщее, существенное для целого вида или рода, его значение, его идея, его смысловое содержание. Греческие философы, как правило, не различали в мысли Wesen и бытие,объединяя их в едином. Позднее, прежде всего с возникновением современного иррационализма (и особенно начиная с Шопенгауэра), они все отчётливее и отчётливее воспринимаются как противоположности; см. Сущность. В современной психологии под Wesen понимается некоторое гештальт-качество, т. е. переживаемое свойство предмета, и именно свойство, выражающее содержание.

К сущностным свойствам (качества выражения) относятся, например, характер, духовный склад, внешний облик, настроение, эмоциональная окраска, которые, если они проявляются в вещах, обозначаются более или менее адекватно с помощью таких прилагательных, как: радостный, дружественный, гордый, мрачный, спокойный, тяжёлый, изящный, мужественный, женственный, детский, старческий, буйный, скандальный, брюзжащий, ноющий, смеющийся, печальный, грозный, привлекательный, отвергающий и т. п. Следовательно, речь идёт об объективной одушевлённости предметов. «Существенные свойства в наглядно-данном представляют собой фактически то, что одно только способно производить на нас впечатление, непосредственно затрагивать нашу собственную сущность... Для каждого существенного свойства имеется совершенно определённая структура, в которой оно реализуется наиболее чисто и наиболее принудительным образом; её называют «отличительной» или «прегнантной» (W. Metzger. Psychologie, 1957), см. Прегнантность, Sinn.

Смотрите также:
Сущность
Прегнантность
Sinn