Бубер

Бубер

(Buber) Мартин — религиозный философ и социолог; р. 8. 2. 1878 (Вена) — ум. 13.6.1965 (Иерусалим); с 1938 — профессор в Иерусалиме. Во многих своих работах Бубер знакомит Запад с миром хасидизма, под сильным влиянием которого он находился. Его собственная философская позиция впервые была наиболее полно выражена в вышедшей в 1923 книге «Ich und Du» («Я и Ты»), к которой примыкают последующие его сочинения, рассматривающие диалог и встречу как основу человеческого существования. Его главная идея: мир предстаёт человеку двояким способом в соответствии с двоякой позицией, которую человек занимает в нем.

Эта позиция характеризуется двумя парами словосочетаний: Я — Ты и Я — Оно. Я не существует само по себе, а лишь в рамках указанных пар. Им соответствует восприятие мира как «отношения» или как «опыта». «Отношение» взаимно. Моё Ты воздействует на меня так же, как я на него; человек становится Я в Ты. Если человек предстаёт передо мной в качестве Ты, он не является вещью среди вещей. В отношениях «Я—Ты» человек может выступать как природа, другой человек и духовное существо. Различие между «отношением» и «опытом», Ты и Оно есть одновременно различие между «присутствием» и «предметом», Я — Ты есть непосредственно присутствующее (переживаемое). В жизни, однако, отношение и опыт нельзя чётко разграничить, они тесно переплетены между собой. Наблюдение над «дикарями » и детьми показывает, что исходным является Ты становится Оно, которое включается в мир предметов и тем самым «облегчает» существование.

Основная проблема, стоящая перед современным обществом, заключается в том, чтобы снова сделать жизнь отношением. Это будет иметь самые различные последствия как для религиозной сферы, так и для человеческого бытия в целом. Бог есть «вечное Ты», наша жизнь должна стать «беседой » с Богом, а повседневное существование — ареной этого диалога. События не должны представать перед нами как Оно, как нечто застывшее, их следует воспринимать как вести от вечного Ты. Бог не объект веры или доказательства, он может быть только вопрошаемым (собеседником). В этом заключается своеобразие библейской религии. Великие религиозные учители стремились не раскрыть представления о Боге, а указать путь к нему. Отсюда следуют выводы и для учения об обществе: обновление общества возможно не через реформирование институтов, а через изменение отношения человека к человеку.

Бубер — сторонник «утопического» социализма, построенного на основе небольших общностей. Государство следует представлять в виде общности общностей с как можно большей децентрализацией. В своих антропологических работах Бубер усматривает принцип человеческого бытия в двояком движении, которое он называет «первоначальным дистанцированием » и «вступлением в отношение» («Urdistanz und Beziehung», 1951). Только у человека в отличие от животного есть мир, в котором он «живёт». Только он может устранить наличие (данность) своего присутствия и, выделив ту или иную связь бытия, обособить мир, с которым он и вступает затем в отношение. Этот двоякий процесс с особой силой проявляется в языке («Das Wort, das gespochen wird» в сб. докладов «Wort und Wirklichkeit», Mtinchen, 1960).

Смотрите также:

  • Реляционизм
    Реляционализм) (Relationismus) — философское, точнее, гносеологическое ...
  • Софисты
    (Sophisten; от греч. sophistes — «мастер, художник») — так первоначально, ...
  • Шутка
    (Witz) — до начала XIX в. немецкое слово «Witz» обозначало ...
  • Долженствование
    (Sollen) — по Канту, определение стремления через внутреннюю волю, т ...