Бытиё

Бытиё

(Sein) — означает прежде всего наличное бытие, существование, бытие-в-мире, данное бытие (например, в предложении: «Я есть»). При этом необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием (Existenz), идеальное — сущностью (Essenz). Реальное бытие — то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логическиепонятия. Платон видит в нем истинное, собственно «реальное» бытие (см. также Ens [realissimum]).

От бытия во всеобщем смысле (наличное бытие) отличают определённое бытие (Sosein). В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всем. В противоположность «видимости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным. Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление. Для метафизиков «истинное» бытие заключено в трансцендентном, в вещи в себе. Бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является:

1) или всеобъемлющим понятием, т. е. наиболее широким по своему объёму (так как оно охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержанию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким другим признаком, кроме признака «существования » («ist»);

2) или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается лишь на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками, которые только возможны. В теологическом мышлении Бог является вечным творцом этого бытия (см. Творение), в метафизически-идеалистическом мышлении бытием объявляется дух, в материалистическом — материя, в энергетическом — энергия. Согласно современной онтологии, бытие — это идентичное во всем многообразии сущего.

В другом понимании бытие (согласно формуле Аристотеля: to on ha on) и есть «сущее, поскольку оно является сущим», или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи или предметы. Различают два способа бытия — реальность и идеальность, а в них три вида (модуса) бытия — возможность, действительность и необходимость. Говорят также и о слоях бытия (см. Учение о слоях).

«Бытиё — это последнее, о чем ещё допустимо спрашивать. Но последнее никогда не может быть определено. Определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако последнее таково, что за ним уже ничто не стоит» (N. Hartmann. Zur Grundlegung der Ontologie, 19483). Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», — благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием (см. Экзистенцфилософия; см. также Фундаментальная онтология). Бытие — «просека» (просвет), которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, «смысл бытия».

Этот смысл может проявляться только в «наличности» («Da») человеческого существования, т. е. в раскрытии существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего. «Как же быть, если отсутствие принадлежности бытия к человеческой сущности и невнимательное отношение к этому отсутствию все более определяют современный мир? Как быть, если отвержение бытия человек все более переносит на сущее, так что он почти расстаётся с мыслью о принадлежности бытия к его (человека) сущности и на саму эту заброшенность пытается тут же набросить флер? Что делать, если всё служит знаком того, что в будущем ещё более решительно будет утверждаться эта покинутость со всем невнимательным к ней отношением?» (М. Heidegger. Was ist Metaphysik?, 19557).

У Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Бытие становится метафизической проблемой только там и тогда, где и когда в разговоре употребляется связка (вспомогательное слово) «есть». В древних языках связки могло и не быть, а такое выражение (см. Предложение), как «hie lео» («здесь лев»), было вполне понятно, заменяя выражение «здесь есть лев» (подобные случаи ещё и сегодня довольно часто встречаются в славянских и других языках). Вопрос о том, что же означает то, что вещь, находящаяся перед глазами или осознаваемая, «есть», не ставился.

Смотрите также:
Учение о слоях
Экзистенцфилософия
Фундаментальная онтология
Предложение