Возможность

Возможность

(Konnen) — направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении. Эта тенденция может быть объяснена только как возможность. Следовательно, возможность, с одной стороны, выступает в качестве предстоящего (экзистенциал), раскрывающего содержание, с другой — как объясняющее, т. е. как категория. Как таковая возможность постижима лишь в понятиях, которые уже содержат понятие возможности. Мысль о категориальном характере понятия возможности впервые высказал Г. Ихгейзер (1933). Позднее А. Гелен уже вполне определённо назвал понятие возможности категорией.

После него категориальный характер этого понятия признал В. Камлах. Философские основы такого толкования были заложены В. Дильтеем. В обычном толковании анализ понятия возможности как чего-то экзистенциального предполагает и понимание его как категории. Для объяснения осознания реальности М. Шелер употребляет введённое Дильтеем понятие противоречия. Противоречие понимается как свойство одновременно объекта и субъективного) переживания. Отсюда ясно отношение к понятию возможности. Возможность означает ссылку на противоречия. Такая ссылка не вполне объяснима рациональным путём. Она относится к противоречивости формы (работа, исполнение) и внутреннему противоречию. В каждой возможности присутствует вероятная невозможность. В обычной возможности чувственно ощущается вероятная невозможность («возможность невозможности»).

Возможность не связана ни с познанием того, что может быть, ни с познанием себя самой. Ведь удары ритма также возможны без знания отражения тонов. Возможность и бытие возможности (Moglichsein) существуют в разных формах. Познание вероятностей, возможностей (Moglichkeiten) не всегда оказывает влияние на нашу возможность (Konnen). И тем не менее оно с необходимостью указывает на возможность. Познание без ссылки на возможность голо. Достоверность бытия основывается преимущественно на достоверности возможности, соответственно раскрывающей содержание возможности. Последнее представляет то её свойство, которое определяет наше отношение к вещам и понятиям. Оно воздействует на нас, приводит нас в движение или оставляет в покое, не требуя от нас наличия знаний в форме логических высказываний.

Содержание возможности, следовательно, коренится, по словам В. Кроуга, не в познании (Erkenntnis), а в формировании самой возможности.

Смотрите также:

  • Агностицизм
    (Agnostizismus; от греч. agnostos — «неизвестный») — учение ...
  • Заблуждение
    (Irrtum) — представление, мысль или ход мысли, относительно которых ...
  • Метакритика
    (Metakritik; от греч. meta — «после, вслед за» и критика) — критика ...
  • Шмаленбах
    (Schmalenbach) Герман — философ и педагог; p. 15.11.1885 (Брекерфельд, ...