Воспитание

Воспитание

(Erziehung) — воздействие отдельных лиц или общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т. е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению. Целью воспитания является способствование развёртыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»), которая должна быть достигнута с помощью воспитания. Средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подаёт воспитаннику, затем — приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение.

Воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развёртывающихся задатков и развивающихся способностей гармонического целого (см. Гармония), а также приобретение вырастающим воспитанником благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении других людей, семьи, народа, государства и т. д. При этом идеалы воспитания, выдвигаемые различными влиятельными социальными группами, могут противоречить один другому. Рука об руку с воспитанием идёт образование. Воспитание со стороны родителей и школы прекращается с утратой авторитета над воспитанником, авторитета, не нуждающегося в строгости или отстранённости воспитателя.

Дальнейшее воспитание сформировавшегося человека переходит, с одной стороны, к нему самому (самовоспитание), с другой — к совокупности действующих на него в повседневной жизни психических сил, особенно образующихся из многочисленных социальных (профессия) и эмоциональных (честь) отношений, в которые попадает человек (см. Man). Возможно и воспитание дурного. Систематическое исследование и выявление всех действующих при воспитании факторов составляет задачу науки о воспитании (см. Педагогика).

Сюда входит ныне и деидеологизация современных, антиавторитарных методов обучения в школе, которые насаждались теоретиками в области психологии и педагогики и не соответствовали эмпирическому развёртыванию способностей ребёнка, как и воспитанию уважения к культурным и историческим ценностям, а в ряде случаев приводили к разрушительным результатам в области школьного воспитания.

Смотрите также:
Гармония
Man
Педагогика