Время

Время

(Zeit) — присущая человеческому сознанию форма восприятия изменения: возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится. Время существует, поскольку сознание воспринимает изменения, постоянно происходящие во внутреннем и внешнем мире. «Объективное» время, измеряемое физическими изменениями или отрезками пути небесных тел, нужно отличать от «субъективного» времени, которое основано на сознании времени. Последнее зависит от содержания переживаний и является главным образом восприятием возможности что-то делать, изменять переживать и т. п.

Выражение «на это у меня нет времени» означает, что «подходящее ко мне», т. е. будущее, образует непрерывную цепь из «связанных по времени» действий, переживаний и т. д. Оно означает также, что для меня является невозможным в этом течении времени «передвинуть» один из этих членов назад или вперёд таким образом, чтобы осуществлялась дальнейшая деятельность и т. д. Выражение «ещё рано» означает, что время ещё не наступило (возможности ещё нет); «уже поздно» — что возможности больше нет. Только «теперь» есть «время и возможность», «теперь» находится между «ещё рано» и «уже поздно» и должно «восприниматься», замечаться, пониматься для того, чтобы вообще что-нибудь можно было делать. Будущее, настоящее, прошедшее суть абстракции от этого естественного понятия времени, в которых частицы «ещё» и «уже» являются знаками выражения характера существования как заботы (см. Забота).

При этом имеет значение то обстоятельство, что с увеличением возраста человека все ещё появляющиеся возможности оставляют все меньше и меньше места для действия, ибо человек начинает все больше зависеть от прошлых событий («человек несёт на себе груз прошлого»). Таким образом, будущее все больше пропитывается прошлым, и поэтому жизнь, будущее которой состоит только из прошедшего, называется жизнью без будущего. Под этим подразумевается придавленное тяжестью прошедшего, ставшее бессмысленным существование. Хайдеггером, Сартром, Фолькельтом и другими время толкуется реалистически. По Хайдеггеру, времени нет, нет ни в субъекте, ни в объекте, ни «внутри», ни «вовне», оно «есть» раньше любой субъективности и объективности, ибо оно является условием самой возможности для этого «раньше». Большую роль, как это уже подчеркивали Августин и Лейбниц, играет время как способ существования человека, в котором он необходимо должен переживать прошедшее, настоящее и будущее, поэтому время можно рассматривать как безусловную предпосылку бытия человека. У Августина время существует вместе с миром, оно появляется с его началом и продолжается до его «конца».

По Канту, время является формальным априорным условием всех явлений вообще. Современная физика полагает, что объективного времени нет, а то, что считается таковым, представляет собой на самом деле всего лишь координату в четырёхмерном континууме; мировая линия формально понимается как вневременность мира. Эпоха так называемого «исторического времени» охватывает приблизительно 9 000 лет; предысторического времени — несколько сот тысячелетий; геологического — несколько миллиардов лет; космическое время мыслится лишь как бесконечное.

Смотрите также:
Забота