Гердер

Гердер

(Herder) Иоганн Готфрид — философ; p. 25.8.1744 (Морунген, Восточная Пруссия) — ум. 18.12.1803 (Веймар), в должности суперинтенданта, которую он получил в 1776 благодаря содействию Гёте. В 1762–1764 изучал теологию в Кёнигсберге (здесь на него оказали влияние Кант и Гаман); в 1764–1769 был учителем и священником в Риге и после продолжительного путешествия (он сопровождал наследного принца фон Гольштейн-Ойтина; в 1770 познакомился в Страсбурге с молодым Гёте) в 1771 приехал в качестве придворного пастора в Бюкебург. Философия Гердера сложилась под влиянием прежде всего Джордано Бруно, Спинозы, Лейбница и Гамана, с которым он был дружен. Философию позднего Канта он резко отклонил, его исследования он называл «глухой пустыней, наполненной пустыми порождениями ума и словесным туманом с большим притязанием».

Тезису Канта он противопоставил в качестве опровержения ход развития языка: «Только с речью возникает разум». Гердеровская философия языка и его собрание народных песен («Stimmen der Volker in Liedem», 1778–1779, мастерски переведённых им на немецкий язык) привлекли его внимание в особенности к тем народам, которые ещё не утратили свои типические нравы и обычаи и свою природную силу языка. Таким образом, Гердер стал поклонником южнославянских песен (о южнославянских народностях Западная Европа до этого ничего не знала) и является отцом европейской славистики — науки о славянских языках. Он проложил славянским народам путь к собственному народному достоянию, которым они пренебрегали.

Они обязаны Гердеру тем, что смогли войти в сферу интересов европейской культуры. В своей философии Гердер пытается во всяком бытии и событии выявить тенденцию к высшей цели. Пространство и время суть понятия, взятые из опыта, форма и материя познания в их источнике также не оторваны друг от друга. Вместо «критики разума » нужна физиология человеческих познавательных способностей. В истории, как и в природе, все развивается из определённых естественных условий в соответствии со строгими законами. Закон прогресса в истории основывается на законе прогресса в природе, который скрыто действует уже в неорганических естественных силах, познаётся естествоиспытателем в восходящем ряде органических существ, а для исследователя-историка обнаруживается в духовных устремлениях человеческого рода; история представляет собой прогрессивное развитие к гуманизму. Вещи не развиваются друг из друга, а всё развивается из Бога — вечного и бесконечного корня всех вещей, и мировая закономерность и миропорядок являются выражением божественной силы и разума. Несмотря на свою приверженность к всеохватывающей идее гуманизма человечества и к надысторической нравственной цели человечества, Гердер тем не менее снова указывает на особую способность исторических образов, культур и эпох развиваться из самих себя.

Смотрите также:

  • Неттесгейм
    Агриппа (Агриппа Неттесгеймский) (Agrippa von Nettesheim) — писатель, врач ...
  • Максимум и минимум
    (Maximum und Minimum; лат.) — наибольшее (наивысшее) и наименьшее (самое ...
  • Гордость
    (Stolz) — общее понятие для высокомерия, заносчивости и чувства ...
  • Колаковский
    (Kolakowski) Лешек — философ и историк философии; р. 23.10.1927 (Радом, ...