Гуссерль

Гуссерль

(Husserl) Эдмунд — философ; p. 8.4.1859 (Просниц, Моравия) — ум. 27.4.1938 (Husserl) Эдмунд — философ; p. 8.4.1859 (Просниц, Моравия) — ум. 27.4.1938 (Фрейбург, Брейсгау). С 1916 был профессором во Фрейбурге; сначала занимался логическим обоснованием арифметики (Uber den Begriff der Zahl, 1887; Philosophie der Arithmetik, 1890–1901, 19702; Studien zur Arithmetik und Geometrie, 1886–1901, 1981 — изд. И. Штромайера; Aufsatze und Rezensionen, 1890–1910, 1979 — изд. Б. Ранга), в результате чего вывел фундаментальные понятия множества, единства и числа. Гуссерль различал собственно данные множества и чувственные множества, которые можно рассматривать как множества только косвенно, выявляя содержащиеся в них «моменты фигуры», отчасти сходные с открытыми Эренфельсом гештальт-качествами.

Результатом этих исследований оказался субъективный и одновременно объективный метод постановки вопроса, характерный для всех дальнейших работ Гуссерля. В т. 1 — «Logischen Untersuchungen — Prolegomena zur reinen Logik», 1900, 1975 (изд. Э. Холенштейна) (рус. пер: Логические исследования. Ч. 1. Пролегомены к чистой логике, 1909) — Гуссерль защищает объективность объекта, в данном случае логического образования, против всякой ложной субъективизации (новых идеалистических теорий познания) и против очень распространённого в то время психологизма, который пытался рассматривать даже логические понятия и законы как психические образования. Гуссерль характеризует психологизм как релятивизм и подчёркивает априорность чистой логики, которая тематически делится на апофантическую логику (логику «категорий значения» — понятие, суждение, умозаключение и т. д.) и на формальную онтологию (формальная теория предметов). В т. 2 — «Untersuchungen zur Phanomenologie und Theorie der Erkenntnis», 1901 — он пытается «в логические идеи, понятия и положения внести гносеологическую ясность и отчетливость»; т. 2 содержит исследования о выражении и значении, об идеальном единстве видов и о новых теориях абстракций, о целом и частях (априорная теория предметов), о различии самостоятельных и несамостоятельных значений, об интенциональном переживании и его содержании, наконец, об элементах феноменологического объяснения познания.

Все положения Гуссерля основаны на чистой имманентной, «аподиктической» интуиции, на «интуитивной очевидности», на наглядной самоданности предметов, бытие и явление которых регулируются сущностными закономерностями. Интенциональность сознания анализируется Гуссерлем с точки зрения «интенционального предмета». Вышеназванная как бы предварительная работа явилась исходным пунктом для основного произведения Гуссерля «Ideen zu einer reinen Phanomenologie und phanomenologischen Philosophie» (1 -я книга, 1913, новое изд. В. Бимеля, 1950 (рус. пер.: Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. Общее введение в чистую феноменологию, 1999), нов. изд. К. Шумана в 2 ч., 1976; 2-я и 3-я книги, изд. В. Бимеля, 1952), важнейшие темы которого были намечены уже в пяти лекциях 1907 «Die Idee der Phanomenologie» (изд. В. Бимеля, 1950). Гуссерль развёртывает феноменологию путём применения интенционально-аналитического метода ко всякой предметности в универсальную и трансцендентальную философию. В следующих работах Гуссерля, написанных после 1920, в значительной мере преобладает метод генетического интенционального анализа.

Смотрите также:

  • Апокатастасис
    (Apokatastasis; греч.)— возвращение, восстановление; возвращение всех ...
  • Диалог
    (Dialog; греч. — «беседа») — разговор; в античной философии — ...
  • Бональд
    (Bonald) Луи Габриель Амбруаз де — французский философ; р. 2.10.1754 ...
  • Софистикация
    (Sophistikation) чистого разума — так называет Кант не содержащие ...