Действительность

Действительность

(Wirklichkeit) — в метафизическом смысле (в первом смысле) бытие того сущего, к которому приложим предикат «действительный », то есть действительное бытие сущего. Термин «действительность» (Wirklichkeit) как перевод латинского слова «actualitas» («действенность») был введён Мейстером Экхартом. В немецком языке понятие «действительность» содержит ещё второй смысл: оно включает важный компонент действия, в то время как в древнегреческом и латинском действительность идентична с истиной, а во французском, русском и английском — с реальностью, и здесь отличают третий смысл понятия.

В немецком языке истина отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием), а реальность отличается от действительности тем, что она содержит также и возможное. В философской терминологии действительность противопоставляется как лишь кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят больше подчеркнуть её противоположность кажущемуся, то употребляют также слово «реальность», если же больше мыслят о противоположности возможному, то вместо того, чтобы говорить о действительности, говорят также о наличном бытии (Dasein). В неотомизме понятия «действительность» и «возможность » употребляют также для выражения «акта» и «потенции». О кантовском понятии действительного см. Постулат. Современная психология в первую очередь различает макрокосмическую (относящуюся к внешнему миру) и микрокосмическую (относящуюся к внутреннему миру) действительность (см. Микрокосмос).

Переживать можно только микрокосмическую действительность (см. Трансцендентный переживанию), в то время как макрокосмическая действительность извещает о своём наличии и о своих свойствах окружным путём, через раздражения, тем, что она является. Макрокосмическая действительность равнозначна физической (действительность в первом смысле), исследование которой составляет задачу физики. Но физика также имеет дело не с самой макрокосмической действительностью, а всегда только с её проявлениями (см. Видимость). Микрокосмическая действительность есть в физическом смысле окружающий мир, с которым мы сталкиваемся ежедневно. В ней различают встреченное и представленное. «Подлинно» действительно только встреченное (действительность во втором смысле), оно является просто действительностью переживания, наглядно данным нашего восприятия, и занимает в сфере сущего то же место, что и действительность в первом смысле (В. Метцгер). По сравнению с теориями старой психологии следует заметить: «Имеются только один наблюдающий субъект (он называется Я) и только один наблюдаемый мир (это — непосредственно наглядное). Но сам этот мир в свою очередь не наблюдает физический мир (или раздражения), а находится к нему в отношении зависимости, описываемом как чисто вещественное.

На основе этого отношения он воспринимается субъектом как указание на этот физический мир. При этом наблюдатель использует определённые признаки наглядного мира как указания на определённые свойства физически действительного, и он может ошибиться в их выборе и толковании» (W. Metzger. Psychologie, 1957). Представленное образует сферу действительности в третьем смысле; она не занимает такого же положения, что и действительность во втором смысле, но она относится к действительности, ибо воздействует на наше духовно-душевное Я, подчас она воздействует значительно сильнее, чем в состоянии это делать телесные вещи и лица, с которыми мы сталкиваемся. Действительность в третьем смысле, и только она, имеет характер интенциональности (см. Интенция), как правило, она воздействует на действительность во втором смысле, но при теоретико-научной установке Я она может указывать также на действительность в первом смысле. Соответствующее переживанию отношение между действительностью в третьем и втором смысле часто составляет в теории познания основу для гипотез о соотношении действительности во втором и первом смысле.

Существует, однако, большая опасность смешать или перепутать эти два сходных между собой соотношения (см. Внешний мир, Психофизический уровень). Различие между Нечто и Ничто (в обычном словоупотреблении между полным и пустым, присутствующим и отсутствующим и т. д.) может не совпадать с различием между действительным и недействительным; стакан без воды наглядно «пустой», но полный воды аквариум без рыбы тоже «пустой» и т. п. Действительность в третьем смысле в свою очередь может иметь различную степень действительности: событие, которого мы боимся, всегда становится тем действительнее, чем ближе оно подступает к нам, чем истиннее (вероятнее) оно кажется и т. д. Кроме того, наши органы чувств передают нам сведения о действительности (во втором смысле) также с различной интенсивностью, не говоря уже об индивидуально различной остроте чувств. Эта интенсивность повышается от обоняния, вкусовых ощущений, слуха, зрения к осязанию.

Предмет, которого мы касаемся кончиком пальца или даже охватываем рукой, вселяет в нас только ему присущим способом уверенность в то, что мы имеем дело с чем-то действительным. С чувством осязания связано коренящееся в недрах бессознательного знание о том, что в тот самый момент, когда наша наглядно данная рука касается наглядно данного предмета (оба — действительность во втором смысле), в сфере макрокосмического (действительность в первом смысле) также происходит соприкосновение.

Смотрите также:
Микрокосмос
Трансцендентный переживанию
Видимость
Интенция
Внешний мир
Психофизический уровень