Душа

Душа

(Seele, греч. — psyche, лат. — anima). — В повседневном языке — совокупность побуждений сознания (и вместе с тем их основа) живого существа, особенно человека, в противоположность к телу и материи. С научной точки зрения душа — в отличие от персонального духа — совокупность тесно связанных с организмом переживаний, в особенности чувств и влечений (витальная душа). Результаты наблюдений относительно души обсуждает психология. До нового времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией или нет. Возникновению древних представлений о душе как дыхании способствовало внешнее наблюдение дыхания живого существа, которое у мёртвого исчезало (потому что якобы мёртвый «выдыхал» душу). Соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т. д.) привели к тому, что в крови видели носительницу души. Внутреннее переживание сновидения привело к представлению о душе, существующей независимо от тела.

Развитие душевной жизни (греч. «психогенез») 

— Пока душу понимали как метафизическую субстанцию, ей в большинстве случаев чаще всего приписывали свойства тончайшего вещества, как было у большинства досократиков в греческой философии. По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной. Согласно пониманию некоторых отцов церкви (например, Тертуллиана), душа материальна, в общем и целом связана с телом; по Августину и др., она духовна; преобладает в патристике понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. Это понимание в христианстве стало господствующим. Против него выступает Кант. Апелляция к нематериальным принципам для разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума. Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциальности души должна уступить место теории её актуальности.

— Представление о развитии души было введено в немецкую психологию романтикой. Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе, т. е. психологию, согласно принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. В 1863 Вильгельм Вундт прочёл лекции об истории развития души человека и души животных; Джеймс Марк Болдуин работал над соч. «Entwicklung des Geistes beim Kind und bei der Rasse» (1895, нем. изд. 1896). Вильгельм Вундт изложил проблемы психогенеза в своих работах «Grundziigen der physiologischen Psychologie» (1874) и «Volkerpsychologie» (1900). В настоящее время (подобно тому как это было во времена античности и романтики) снова часто проводят различие между душой и духом, или сознанием. Для Паладьи и Клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как дух в противоположность этому — «прерывистый».

Для современной психологии душа — носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. Гештальт-качества) микрокосмоса, которые придают его частям (индивидуальные и специфические) их ранг, их полновесность и их динамику (см. Одухотворять). В качестве предмета научной психологии душа лишается сегодня всех метафизических составляющих и рассматривается исключительно как гипотетическое понятие, равнозначное, скажем, всей совокупной сфере переживаний человека, с которой можно эмпирически примириться лишь посредством самонаблюдения и изучения поведения.

Смотрите также:
Одухотворять
Гештальт-качества