Ингарден

Ингарден

(Ingarden) Роман — польский философ; р. 5. 2. 1893 (Краков) — ум. 14. 6. 1970 (там же); с 1945 — профессор в Кракове, ранее — во Львове; ученик Гуссерля. В своих феноменологических эстетических трудах Ингарден разрабатывает структуру слоев некоторых категорий произведений искусства и квазивременный порядок частей литературных и музыкальных произведений, а также своеобразную синтетическую природу кино. Произведения искусства являются абсолютно интенциональной предметностью, их схематический образ имеет основу своего бытия в реальной вещи или реальном процессе, смоделированном художником, или в творческих актах его сознания, которые конкретизируются в процессе эстетического переживания наблюдающего, осмысленные им как эстетически ценные предметы.

Соответственно способ их бытия существенно отличается от реальности, хотя они и базируются на последней. В полемике Ингардена с трансцендентальным идеализмом Гуссерля («спор о существовании мира») прежде всего разъяснялись различные возможные понятия бытия, и в ходе формально-онтологического анализа обнаружилось существенное различие форм автономно существующих, особенно реальных предметов, и чисто интенциональных образований, благодаря чему открывается путь к возможности решения вопроса о фактическом способе бытия реального мира, данного нам в опыте. Заключительное экзистенциальное решение должно быть, по Ингардену, оставлено за метафизическим созерцанием.

Смотрите также:

  • Семантика
    (семасиология) (Semantik [Semasiologie]) от греч. sema — «знак», сигнификант, ...
  • Трансцендентный
    (transzendent; от лат. transcendere — «переступать») — перелетающий (Кант), ...
  • Metabasis eis allo genos
    (греч.) — «перепрыгивание в другую область», недопустимый ...
  • Мышление ситуативное
    (мышление по воспоминанию) (einfallmaBiges Denken) — естественная форма ...