Индукция

Индукция

(Induktion; от лат. — «наведение, направление») — философский и вообще научный метод, от отдельного, особенного заключающий к всеобщему, закономерному. Противоположность — дедукция. Знание, приобретённое с помощью индукции, называется индуктивным, процесс его приобретения — индуцированием; науки, пользующиеся этим методом, — индуктивными науками, а открытые с его помощью законы — индуктивными законами. Метод индукции в простейшем случае: из того, например, обстоятельства, что S и Р (временным или пространственным образом) были связаны между собой, будь то один раз или больше, заключают, что они постоянно связаны или будут связаны. Это заключение не является, конечно, абсолютно достоверным, оно лишь имеет некоторую вероятность, которая растёт вместе с количеством проверенных единичных случаев.

Индуктивным выводом является, например, следующий: «Золото, серебро, железо и др. суть металлы. Золото, серебро, железо и др. тяжелее воды. Следовательно, все металлы тяжелее воды». Вывод был правильным до тех пор, пока не открыли калий. Индукцию как метод приобретения всеобщего знания из отдельных восприятий знали уже Сократ (в области морали) и эпикурейцы; сознательно индукция обосновывается и развивается Фрэнсисом Бэконом, Уэвеллом, Джоном Стюартом Миллем и др. Она состоит в том, что предположение о связи известных явлений, сделанное на основе наблюдений или возникшее каким-то другим путём, систематически проверяется с помощью наблюдений и экспериментов, на фактах и в большей или меньшей степени приобретает значение достоверности.

В противоположность этому в обыденном мышлении индуктивные заключения очень коротки, на основе немногочисленных, зачастую даже единичных наблюдавшихся случаев, делаются обобщения. Строгая индукция разрабатывает и выводит исходя из многочисленных опытов общие понятия и законы, которые могут быть положены в основу дедукции; особенно большое значение имеет индукция для естественных наук. Фрэнсис Бэкон говорит в «Новом Органоне» (1620), что эмпирия не поднимается над отдельным, она всегда движется лишь от опыта к опыту, от наблюдения к наблюдению; напротив, индукция из наблюдений и опытов выводит причины и общие положения, а потом снова проводит новые опыты и наблюдения на основе этих причин и общих положений или принципов.

Смотрите также:

  • Ксенофонт
    (Xenophon) из Афин — полководец и политик (ок. 4 5 —354 до н. э.). Кроме ...
  • Толанд
    (Toland) Джон — английский философ; p. 30.11.1670 (Редкастель, Ирландия) — ...
  • Недостаточность
    (Insuffizienz, от лат. in — «не» и sufficere — «быть достаточным, ...
  • Алетейя
    (aletheia; греч. — «несокрытое», «истина») — то, что может быть ...